Смеситель        10.04.2024   

«Чудный собор. Синтаксический разбор предложений с чужой речью

Предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом

Нужно составить предварительный план речи, который затем будет уточняться. Его еще называют рабочим планом. Насыщенность речи фактическим и теоретическим материалом зависит от ее вида, темы и состава слушателей. Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают ее конкретной, предметной, доходчивой, убедительной. Факты должны быть достоверными и абсолютно точными. Они могут быть результатом наблюдения, изучения жизни, но основная масса фактов черпается из справочников, научной литературы , газет, журналов, документов и других источников.

Как репетировать речь?

Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. Полезно произнести ее устно, уточнив время звучания, Темп, соответствующий нормам публичного выступления - 100-200 слов в минуту). Это так называемая репетиция.. Репетируя, обратите внимание на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию – образцовое литературное произношениеи на правильность ударения. Обратите внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Голос должен звучать ясно, в меру громко, не монотонно. Надо обращать внимание и на паузы, на фразовые и логические ударения, с помощью которых выделяют речевые отрезки или слова. Оратор должен уметь выразить голосом различные чувства и переживания. Этому помогает выразительная мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репетируют свое выступление перед зеркалом.

Как произносить речь? Существует 3 способа выступления:

§ Чтение текста речи

§ Воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов

§ Свободная импровизация

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: юбилейные или приветственные, а также доклады. Остальных речи, как правило, произносят, т. к. читая речь, оратор рискует потерять контакт с аудиторией и воздействие на нее сводится к нулю.

После произнесения речи необходим ее анализ

Это нужно для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейших выступлениях ее недостатки. Ведь речевое самосовершенствование – задача оратора. Он должен думать, как в следующий раз добиться большего эффекта, лучшего контакта со слушателями.

Итак, обобщим основные этапы подготовки к выступлению:

1. Определение темы, цели, названия, оценка аудитории.

2. Составление предварительного (рабочего) плана;

3. Подбор теоретического и фактического материала;

4. Составление окончательного плана;

5. Работа над текстом речи;

6. Репетиция;

7. Произнесение речи;

8. Ответы на вопросы, ведение дискуссии;

9. Анализ речи.

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте фрагменты выступлений выдающихся ученых нашего времени перед студентами1. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?

Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие - это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества

(академик).

Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие - мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию (академик).

ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте пример студенческой речи на тему «Разрешите представиться». Обратите внимание на способы оформления введения и заключения. Перечислите идеи, раскрываемые авторами в основной части. Дайте оценку речи2.

Разве не ясно всякому здесь сидящему человеку, что говорить о себе - самое трудное и неблагодарное дело, хотя именно благодарности и похвалы ожидает каждый выступающий? Но почему трудное: потому что трудно самому о себе говорить хорошее, потому что нехорошо быть нескромным, и потому что нескромно выставлять свои заслуги, когда ты сам прекрасно сознаешь, что заслуг-то и достоинств у тебя пока очень немного.

А что если мне пойти по пути Станиславского, который советовал, играя доброго, искать, в чем он злой? Видно только это мне и остается.

Во-первых, я знаю, что я не смел. Может быть, именно поэтому я хочу заниматься ораторским искусством. Но, впрочем, смело могу сказать, что мне несимпатичны некоторые мои «смелые» и «дерзкие» до вульгарности друзья. Я предпочитаю иметь страх и постепенно его преодолевать - это лучше, чем глупо самовосхваляться.

Во-вторых, я, как видите, не блещу здоровьем. А, может быть, это и не так уж плохо? И лучше иметь среднее здоровье, т. е. и не слишком хорошее, и не слишком плохое, а, сознавая свои недостатки, стремиться их восполнить...? Замечали ли вы, что люди, богатые или здоровьем, или другим каким талантом, нередко слишком быстро и неразумно его растрачивают? «Средние» же люди развивают то, что Бог послал, и могут достичь многого - ну вот и я к тому стремлюсь.

Наконец, третье - и самое главное: вы, конечно, хотите спросить: «Как у тебя (у вас) с умственными дарованиями? Отвечу честно: «Туговато. Трудновато. Сложновато». Но у кого легче - пусть бросит в меня камень. Если серьезно, мне кажется, мы должны иметь в этой жизни одну, но пламенную страсть: развивать наш ум, совершенствовать дарованную нам мудрость, восполнять недостатки нашего знания - тогда, может быть, будем счастливы.

Одним словом, я еще могу сказать много слов о своих недостатках. Но разве любовь, по Платону, как говорил мудрый Сократ, не есть стремление восполнить недостаток в мудрости, истине и красоте? Да здравствуют наши (мои и ваши) недостатки и стремления их восполнить! Ура!

Контрольные вопросы

1. Расскажите о классической схеме ораторского процесса.

2. Каковы условия успешной подготовки к выступлению?

3. Какое значение имеет подготовительный этап в произнесении ораторской речи?

4. Назовите основные этапы подготовки к речи.

5. Как нужно репетировать речь?

6. Для чего нужен анализ ораторской речи?

Тема 10. Использование цитат

в устном выступлении

делать из них выписки или выдержки

и создавать себе таким обра­зом запас мыслей...

Этому совету сле­довали наиболее выдающиеся люди нашей науки.

А. Дистервег (1790- 1866),

План:

1. Когда нужны цитаты?

2. Способы цитирования.

Литература:

1. Развивайте дар слова. Пособие для учащихся. Сост.: и. – М.:Просвещение, 1977. – С.151-153.

2. Кохтев. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.86-96

1. Когда нужны цитаты?1

К цитированию прибегают в следующих основных случаях:

Ø Для подтверждения своей собственной мысли , например: «В повести «Дубровский» правдиво и достоверно нарисовал помещичий быта и нравы крепостников того времени. Великий критик , отмечая эту черту произведения, писал: «Ста­ринный быт русского дворянства ».

Ø Чтобы познакомить читателя или слу­шателя с чьим-либо авторитетным мнением .

Выступая, например, с докладом о красоте и богатстве русского языка , можно привести высказывание :

«Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично», Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристой­но, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость фран­цузского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и ла­тинского языка».

Ø Для более яркого выражения собственной мысли.

Так, включает в ткань своего повествова­ния строку из стихотворения , считая, что лучшего сравнения найти невозможно:

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города... Вид с трех сторон у меня чу­десный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук».

Ø Для сохранения особенностей языка и коло­рита исходного текста.

Излагая содержание первых сцен пятого ак­та комедии «Ревизор» , прибегает к цитированию текста пьесы, например:

«Из труса он (городничий) делается нахалом, мещанином, который вдруг попал в знатные люди; страх Сибири прошел - он уже не обещает богу пудовой свечи и грозится еще жить и обирать купцов; велит кричать о своем счастии всему городу, «валять в колокола; коли торжество, так торжество, черт возь­ми!» его дочь выходит замуж за такого человека, «что и на свете еще не было, что может и прогнать всех в городе, и в тюрьму по­садить, и все, что хочет». Боже мой! к лицу ли ему генеральство! А он в неистовом восторге, в бешеной комической страсти от мыс­ли, что будет генералом... «Ведь почему хочется быть генералом? Потому, что, случится, поедешь куда-нибудь, фельдъегери и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! и там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь: обедаешь где-нибудь у гу­бернатора, а там: стой, городничий! Ха-ха-ха! Вот что, каналь­ство, заманчиво!»

Так проявляются грубые страсти животной натуры».

2. Способы цитирования

Цитаты воспроизводятся совершенно точно, с сохранением всех особенностей подлинника. Цитируйте так, чтобы мысль подлинника ни в какой мере не искажалась. Нельзя ци­тировать такую часть текста, которая дает неверное или неточное представление о мысли цитируемого автора. Следует также учитывать, когда, где, при каких обстоятельствах, в каком контексте были произнесены (или написаны) слова, используемые нами как цитаты.

Существует два способа цитирования:1

Ø Цитата является самостоятельным предложением и оформляется как прямая речь. В этом случае применяются правила пунктуации при пря­мой речи:

§ писал: «Слово - выражение мысли...и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

§ «Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее
поставлено - тем больше придает фразе силы и убедительно­
сти»
, - указывал Горький в статье «О прозе».

§ «Берегите чистоту языка, как святыню !- писал ­генев.- Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Ø Цитата вводится в состав авторского предложения как его часть. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом и входит в состав предложения, то она, как правило, пишется со строчной буквы:

§ Говоря о поэзии Пушкина, писал, что в стихах поэта «впервые сказалась нам живая русская речь, впер­вые открылся нам действительный русский мир».

§ М. Горький призывал молодых писателей «учиться писать просто, точно, четко, тогда сама собой появится настоящая кра­сота художественной правды».

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:

Ø перед цитатой (после открывающих кавычек), если цитата
приводится не с начала предложения,
например:

писал: «...в искусстве простота, ясность и крат­кость есть высшее совершенство формы искусства, которая до­стигается только при большом даровании и при большом труде»;

Ø в середине цитаты, если пропускается часть внутри нее:

В одной из статей об Белинский писал : «И прежде... существовали на русском языке хорошие стихи, но, когда явились произведения Пушкина, все увидели, что еще не имели понятия о том, как прекрасны могут быть русские стихи»;

Ø после цитаты (перед закрывающими кавычками), если цитируемое предложение приводится не до конца , напри­мер:

В статье «Общее значение литературы» ука­зывал: «Знание точного значения слов и их различия между со­бою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления...»

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1. Введите приведенные ниже цитаты в самостоятельно составленные тексты двумя способами:

Ø как прямую речь;

Ø как часть предложения.

Образец : «Его зима облита блеском роскошной поэзии ». (.)

1 способ : Говоря о стихах Пушкина, посвященных природе, В. Г. Бе­линский так писал о мастерстве поэта: «Его зима облита блеском роскошной поэзии».

2 способ: Зима в стихотворениях Пушкина, по словам , «облита блеском роскошной поэзии».

1. Поэзия Пушкина - удивительно верна русской действи­тельности, изображает ли она русскую природу или характеры. (.) 2. Придет время, когда потомство воздвигнет, ему (Пушкину) вековечный памятник. (.) 3. «Ка­питанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изо­бражает в ней нравы русского общества в царствование Екате­рины. Многие картины по верности, истине содержания и мас­терству изложения - чудо совершенства. (.)

ЗАДАНИЕ 2. Распределите цитаты по двум темам («Красота языка» и «Работа над словом»). Расположите цитаты так, чтобы они отражали последователь­ность развития мысли. Подготовьте устное или письменное сообщение по од­ной из тем, используя отобранные цитаты.

На протяжении всей жизни писатель не перестает ра­ботать над словом, и самая большая радость в этой жизни - верно найденное слово. (.)

Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без по­марок нельзя... Человека должно мучить, если он на странице не найдет ни одного места, чтобы зачеркнуть и переправить . (.)

Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют кар­тины, характеры, идеи книг. (М. Горький.)

Для того чтобы говорить хорошо то, что он хочет говорить (под словом «говорить» я разумею всякое художественное вы­ражение мысли), художник должен овладеть мастерством . (Л. Н. Толстой.)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и по­дарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг... (.)

Техника литературной работы сводится-прежде всего - к изучению языка, основного материала всякой книги ... (М. Горь­кий.)

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (.)

ЗАДАНИЕ 3. Сгруппируйте приведенные ниже цитаты в соответствии с пунктами плана.

План

2. Убедительность, доказательность выступления.

3. Красочность, эмоциональность речи.

4. К устным выступлениям (сообщениям, докладам, отчетам) нужно гото­виться.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать. (Пословица.).

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Пословица.)

Раз речь не ясна, она не достигнет цели. (Аристотель.)

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (­ский.)

Никогда не выступай, не подготовившись к теме. По­смотри материалы по данному вопросу в газете, брошюре, книге. Выступай всегда с конспектом в руках. (Е. Ярославский.)

Гово­ри... только о том, что сам хорошо понял и в чем убежден. Только тогда тебе поверят. (Е. Ярославский.)

Достойная задача ора­тора заключается в том, чтобы избежать затасканных и приев­шихся слов, а пользоваться избранными и яркими. (Цицерон.)

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свобод­но... и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. (И. Андроников.)

ЗАДАНИЕ 4. Введите в текст своего выступления подходящие по смыслу цитаты, пословицы, поговорки. Как изменилось от этого ваше выступление?

??? Контрольные вопросы

1. Что такое цитата?

2. Когда необходимы цитаты?

3. С какой целью используются цитаты?

4. Какие способы цитирования вы знаете?

Тема 11. Составление монолога

для устного выступления

Практическая работа № 2

Цель: научиться составлять монолог для устного выступления.

Оборудование: карточки со схемой подготовки к выступлению.

Инструктаж:

1.Ваш монолог может носить информационный, проблемный либо агитационный характер;

2.Определить тему, цель, название, оценить аудиторию;

3. Составить предварительный (рабочий) план;

4. Подобрать теоретический и фактический материал;

5. Составить окончательный план;

6. Работать над текстом речи;

7. Сдать черновик текста преподавателю для консультации и коррекции.

Тема 12. Завершение работы

над устным выступлением

Конец - делу венец

Литература:

Во-вторых, в конце речи могут кратко повторяться ее основные тезисы, еще раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разобранной темы.

В-третьих, в конце выступления оратор может наметить тему следующего или пути развития выраженных им идей. Так, Иван Петрович Павлов свою лекцию из цикла «Физиология пищеварения» завершил словами:

«Итак, вы видите, что под влиянием птиалина крахмал из нерастворимого состояния перешел в растворимое. В следующий раз вы увидите, что изменения пошли гораздо глубже»1.

В-четвертых, оратор может поставить какие-то задачи, пригласить высказать свое мнение, поспорить.

Заключение может быть коротким или отсутствовать вообще. Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Эти сферы могут перекрещиваться, что обусловлено особенностями человеческого восприятия. , разбирая речь о жизненном пути Ломоносова, писал: «Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом . Например, в речи о Ломоносове можно сказать:

«Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя»2.

Заключение должно быть кратким, сжатым. Не следует эту часть выступления делать слишком пространной - это затрудняет ее восприятие. Помните, что заключение подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью. Неудачные заключительные слова могут испортить хорошее впечатление от всей речи. Поэтому их следует тщательно продумывать.

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1 . Проанализируйте примеры заключения речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие цели (воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы слушателей) ставят перед собой ораторы?

Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить!

Я думаю, милостивые государи, что, как бы общество ни относилось мягко к своим членам, оно должно помнить, что правосудие есть та же математика. Ни один математик не скажет 3x3 = 9, но для моей подруги = 10: ему 3x3 = 9 для всех.

Также и факт преступного деяния остается преступным - все равно, сидят ли на скамье подсудимых люди, которых вы никогда не видели, или люди близкие, хотя бы даже братья, друзья. Если вы пришли судить о факте, то вы его должны назвать белым, если он бел; если же факт не чист, то должны сказать, что он не чист, и пусть подсудимые знают, что им предстоит умываться и умываться...

Закончу я мою речь одним анекдотом из восточной жизни, - иногда не мешает оглянуться и на Восток, у которого есть прекрасные изречения и прекрасные анекдоты. Один турецкий рассказчик говорит, что в Турции был судья, которому пришлось судить деяния своего отца; он присудил отца к 90 ударам палкою и, смешивая слезы с чернилами, подписал вердикт . Во время исполнения приговора, когда отец претерпевал удары, сын стоял тут же и плакал, а когда удары были прекращены, он первым бросился обнимать и целовать отца.

Подражайте в хорошем Востоку: когда вы видите, что деяние преступно, скажите, что оно преступно, а затем, оставаясь людьми, сжимайте в своих объятиях людей, которые заслужили наказание по своей собственной вине ...

ЗАДАНИЕ 2 . Считаете ли вы удачным следующие способы заключения речи?

1. «Жизнь прожить, не поле перейти»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься, люби и саночки возить».

2. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что...».

3. «Как вы видите, изменить (исправить) ничего нельзя,..»;«Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств...».

4. «Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».

Контрольные вопросы:

1. Какую роль в ораторском монологе играет заключение?

2. Что может содержать в себе конец ораторской речи?

3. Почему заключение должно быть кратким?

Задание для внеучебной самостоятельной работы

Инструктаж: закончить работу над устным монологом. Написать монолог на чистовик, подготовиться к выступлению.

Тема 13. Устное выступление

Практическая работа № 3

Цель: представить свой ораторский монолог; оценить монологи товарищей.

Инструктаж: послушайте речи своих однокурсников и проанализируйте их по плану.

План анализа ораторской речи

1. Раскрытие темы. Тема раскрыта, если:

· в тексте дан важный материал, вопросы раскрыты;

· затронуты важные аспекты проблемы;

Культура речи оратора: правильность слов и выражений, их стилистическая уместность, правильность ударения и произношения и т. д.

4. Пластика оратора: глазной контакт, поза, мимика, жесты…

5. Достигнут ли контакт с аудиторией?

5. Общие впечатления от выступления.

1. Тема и цель

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление

Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?

3. Главная часть

Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

4. Заключение

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение Уверен ли в себе говорящий? Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему

РАЗДЕЛ 3

ЮНЫЙ РЕДАКТОР

Тема 14. Типы текстов

План:

1. Понятие о тексте

2. Типы текстов

Литература:

1. Антонова речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С.133-150.

2. Бабайцева язык. 10-11 классы. – М.:Дрофа, 2004. – С.51-63

3. Кохтев. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.147-151

4. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.:Педагогика, 1990. – С.260-333.

1. Понятие о тексте

Текст - самая крупная единица синтаксической системы, ре­зультат сложной мыслительной и речевой деятельности. Знание языка и владение речью предполагает умение стро­ить текст и воспринимать его (понимать при слушании, чте­нии).

Текст - сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности. Важнейшие качества текста - цельность и связность. Цель­ность - смысловое внутреннее единство текста, а связность - наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте1.

Тема текста - это то, о чем (о ком) в нем говорится. Тема текста определяет все его характеристики: способы выра­жения темы, типы речи, синтаксис текста, способы и средства связи частей текста и т. д.

При создании текста нужно хорошо осмыслить его тему . Текст должен быть информативным, т. е. содержать актуаль­ное сообщение, интересное для адресата . Адресат - это лицо (лица), для которого предназначен текст. Создатель текс­та должен учитывать ситуацию общения, характер адресата ре­чи и ряд других факторов.

2. Типы текстов

2.1. Повествование

Повествование - это тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Повествование динамично. В нем есть движение. Текст-повествование строится по следующей схеме: → → → →…

цепным .

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т. д. В начале предложения могут быть сло­ва как-то pa з, однажды и др., обозначающие время и место со­бытия. Основной показатель текста-повествования - формы глаголов совершенного вида. Следующие предложения (2-е, 3-е и т. д.) показывают, как одно действие (событие и т. д.) сменяется другим, одна картина - другой. Количество таких предложений неограниченно.

Рассмотрим описание грозы у 1:

...Левин замолчал и обратил внимание гостей на то, что тучки собрались и что от дождя лучше идти домой. <...>

Но туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть до­мой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До до­ма еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня. <...>

В этот короткий промежуток времени туча уже настолько надвинулась своей серединой на солнце, что стало темно, как в затмение. Ветер упорно, как бы настаивая на своем, останавливал Левина и, обрывая листья и цвет с лип и безоб­разно и странно оголяя белые сучья берез, нагибал все в одну сторону: акации, цветы, лопухи, траву и макушки дерев. Ра­ботавшие в саду девки с визгом пробежали под крышу люд­ской. Белый занавес проливного дождя уже захватывал весь дальний лес и половину ближнего поля и быстро подвигался к Колку. Сырость дождя, разбивавшегося на мелкие капли, слышалась в воздухе.

Нагибая вперед голову и борясь с ветром, который выры­вал у него платки, Левин уже подбегал к Колку и уже видел что-то белеющееся за дубом, как вдруг все вспыхнуло, заго­релась вся земля и как будто над головой треснул свод небес. Открыв ослепленные глаза, Левин сквозь густую завесу дождя, отделявшую его теперь от Колка, с ужасом увидал прежде всего странно изменившую свое положение зеленую макушку знакомого дуба в середине леса. «Неужели разби­ло?» - едва успел подумать Левин, как, все убыстряя и убы­стряя движение, макушка дуба скрылась за другими де­ревьями, и он услыхал треск упавшего на другие деревья большого дерева.

Свет молнии, звук грома и ощущение мгновенно обдан­ного холодом тела слились для Левина в одно впечатление ужаса.(….)

(Л. Толстой. Анна Каренина )

Характерными признаками текста-повествования являются глаголы совершенного вида , обозначающие действия, сме­няющие друг друга во времени. Единичные глаголы несовер­шенного вида обозначают продолжительность или повторя­емость действий. Так, у Толстого «облака с необыкно­венной быстротой бежали по небу», «сырость дождя... слышалась в воздухе».

Описания надвигающейся и разразившейся грозы - заме­чательные образцы текста-повествования в художественной литературе (ср. также описание грозы у, «Степь»).

Как средства связи предложений в повествовательном текс­те употребляются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т. п., обозначающие начало текста; затем, потом, после это­го и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце кон­цов, в заключение и т. п., нередко заключающие текст. Последовательность действий, смена событий и т. д. может выражаться лексическим значением глагольных форм:

Прохо­дят день и ночь. Наступает мутное и сухое утро. (А. Куприн)

Повествование может быть представлено серией назывных (номинативных) предложений. Стремительно развивается по­вествование в следующих примерах:

Скрылась хата за пригорком.

Мчатся санки прямиком.

Поворот, усадьба Горки,

Сад, подворье, белый дом .

(А. Твардовский)

2.2. Описание

Описание -это тип речи, в которой с разной степенью полно­ты указываются признаки и свойства различных предметов.

Предметом описания могут быть представители живого и растительного мира (человек, животное, птица и т. д.), приро­да, населенный пункт, помещение и т. д. Текст-описание обычно строится по схеме:

https://pandia.ru/text/78/331/images/image009_18.gif" width="31" height="42">

Такой способ связи называется параллельным

Первое предложение содержит тему. Следующие за ним предложения обозначают какой-либо признак, свойство пред­мета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Количество характеризующих предложений неограниченно. Предложения, конкретизирующие общую картину, соединя­ются бессоюзной или сочинительной связью.

Описание чаще всего статично. Описываемый предмет может быть представлен в одном кадре фильма, диапозитива, на одной фотографии и т. д. При повествовании необходимо несколько кадров фильма и т. д.

Наиболее частотны описания портрета и природы.

Замечательные портретные характеристики русских жен­щин дает

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц. <...>

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

(«Мороз, Красный нос»)

Приведем пример описания природы1 (ключевые слова выделены):

Особенно хорош восход солнца над океаном! Будучи мо­ряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все во­круг внезапно меняется.

Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шат­ром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит краше­ный борт корабля...

Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку?

(И. Соколов-Микитов)

Ключевые слова в тексте-описании разнообразны по значению. Они могут обозначать внешние и внутренние признаки и свойства предмета, обычно с оценочным значением: состояние человека, явлений природы и т. д. При описании преимущественно употребляются прилага­тельные и существительные с оценочным значением, глаголы несовершенного вида, имена состояния и др.

При описании чаще, чем в повествовании и рассуждении, используются художественно-изобразительные средства . В описательных текстах, как правило, употребляются именные сказуемые (в повествовательных - глагольные). Именные сказуемые и обеспечивают статичность, отсутствие движения во времени.

Описание может быть представлено серией назывных предложений:

Москва нашего детства: трамваи как диковинка; мирные, медленные конки; синие ватные халаты извозчиков, про­летки, тогда еще без резиновых шин. Медленность уличного движения. Пешеходы меж лошадиных голов. Домики тихих, уютных улиц. Вывески, крендели, калачи. Разносчики. Ке­росиновые фонари ...

(А. Цветаева )

В этом отрывке все застыло, все как бы остановилось, как в сказке о спя­щей принцессе, которую поцелуем разбудил принц. Покой, неподвижность представляемой картины не нарушает, а под­черкивает, усиливает предложение Медленность уличного дви­жения.

2.3. Рассуждение

Рассуждение - это тип речи, в котором устанавливается при­чинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель рас­суждения - убедить адресата в чем-либо, укрепить или даже изменить его мнение.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в кото­рой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

Задание 1.

Замените слова и словосочетания клишированными построениями. Например: запрет на выезд – подписка о невыезде.

Рассказать о случившемся.

Дать показания

Пьяный.

Лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения

Побои.

Нанесение телесных повреждений

С целью хулиганства.

С целью нарушения общественного порядка

Вещи, свидетельствующие о виновности.

Вещественные доказательства

Договоренность преступников.

Сговор

Хулиганить в общественном месте.

Нарушать общественный порядок

Сознаться в преступлении.

Дать признательные показания

Дать оценку действиям.

Квалифицировать действия

Быть в заключении.

Находиться в местах лишения свободы

Место, где пишут приговор.

Судебное заседание

Осудить.

Вынести приговор

Принудительное отобрание имущества осужденного.

Конфискация имущества

Задание 2

Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

Большую заслугу предварительному следствию оказали показания Пятигорского.

Во время драки ему были нанесены множественные телесные повреждения . Обвиняемый сознался под тяжестью улики .

Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значение для расследования преступления, сведения о ней необходимо приобщить к уголовному делу.

Следователь вынужден принять необходимые меры для скорейшего расследования преступления.

Дугин грубо оскорбилпотерпевшую , после чего запачкал ее новый костюм из бутылки вина.

Ответчик плохо относится к работе.

Иванова не выполнила свои трудовые обязанности .

Кроме признательных показаний подсудимого, его вина установлена свидетелями Семеновой, Ивановой.

Будучи нетрезвым, он без определенных причин , из хулиганских побуждений нанес соседу телесные повреждения.

Родители моего подзащитного достаточно бедны, не могут обеспечить сына.

В представленных предприятиями области документах разработаны меры по борьбе с преступностью.

Ответчик отправлен в народный суд.

Нож в ходе следствия не был найден .

Оскорбляя честь и достоинство истца , ответчица одновременно оскорбляла и других соседей.

Директор издал два приказа.

После избиения Антонова Сычук и Власова сели в такси и попросили шофера отвезти их в Покровку за водкой .

В преступлениях я не участвовал.

Если она, скажем, допустим, не могла слышать шум, который имел место в купе, но шум, когда человек выходит из купе, она, наверное, бы слышала .

Протоколом осмотра было установлено место происшествия .

Из-за действий экипажа самолета произошло авиапроисшествие .

Я верю в возможность изменения личности моего подзащитного.

В результате разбойных действий Глухов похитил сервиз.

Наличие совокупности небрежного, неосторожного умысла в действиях подсудимого суд считает доказанным .

Жердин нанес неизвестному телесные повреждения на лице .

Эти показания противоречат показаниям тех людей, в компании с которыми находился Шариков.

Каримов сопровождал рукоприкладство нецензурными выражениями .

Задание 3

Среди приведенных ниже фамилий выберите те, которые никогда не склоняются. Сгруппируйте фамилии в соответствии с классификацией, данной на лекции.

Абрамчик, Авсиевич, Ария, Ашомко, Барабаш, Бауэр, Бахман, Бенгель, Бирих, Богданович, Бойко, Бонч-Бруевич, Борбат, Борзых, Борисяк, Бохан, Бру, Будкевич, Вайнерман, Васильченко, Вебер, Ведюк, Вовк, Вигуль, Воробей, Воробович, Вульф, Газенбуш, Галак, Гарбер, Гартнер, Лобети, Гоголь, Голик, Головач, Горелик, Горенштейн, Гофланд, Граудиня, Гречко, Гречуха, Гринь, Гузь, Гутман, Дагау, Докай.

Не склоняются:

Ашомко, Бойко, Борзых, Бру, Васильченко, Лобети, Граудиня, Гречко, Дагау, Докай.

Задание 4.

Употребите названные выше фамилии со словами: два, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра.

Два Абрамчика

Двое Абрамчиков

Оба брата Абрамчика

Супруги Абрамчики

Муж и жена Абрамчик

С естры Абрамчики

Брат и сестра Абрамчики

Два Авсиевича

Двое Авсиевичей

Оба брата Авсиевич

Супруги Авсиевич

Муж и жена Авсиевич

С естры Авсиевич

Брат и сестра Авсиевич

Два Ария

Двое Ария

Оба брата Арии

Супруги Ария

Муж и жена Ария

С естры Ария

Брат и сестра Ария

Два Ашомко

Двое Ашомко

Оба брата Ашомко

Супруги Ашомко

Муж и жена Ашомко

С естры Ашомко

Брат и сестра Ашомко

Два Барабаша

Двое Барабашей

Оба брата Барабаша

Супруги Барабаши

Муж и жена Барабаш

С естры Барабаши

Брат и сестра Барабаш

Задание 5.

Замените местоимения, где это необходимо, существительными.

1. Петров вспомнил о разговоре с Ливиченко, обратился к нему, и Ливиченко сказал, чтобы приходил и устраивался. 2. Поскольку СМУ-6 обеспечивало их транспортом недостаточно, Кольцов ранее обещал Иванову устроить его шофером в Норильске, то Кольцов попросил Бортникова переговорить по этому вопросу с начальником АТУ ТЭС, тот переговорил, а Кольцов затем пошел в отдел кадров и помог Иванову устроиться шофером. 3. В тот же день колхозные и хозяйские коровы начали колоться, из-за этого между Ивановыми произошел скандал. В результате скандала Быкины стащили их с лошадей и немного потрясли за одежду. 4. Как в дальнейшем оказалось, ножом водителю угрожал гр-н Плецкевич, a Михайлов приезжал к своей бывшей жене, но во время его приезда Плецкевич уже уехал к себе в общежитие по ул. Коммунальная. К приезду Михайлова в общежитие Плецкевич пьяный спал.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Публичное выступление на общественно значимую тему Цели урока: закрепить знания об особенностях ораторской речи; формировать умение создавать собственное высказывание на общественно значимую тему; развивать речеведческие умения и навыки, способность владеть аудиторией; пополнить словарный запас обучающихся; воспитывать культуру устной речи. Подготовить учащихся к публичному выступлению

Сегодня на уроке нам предстоит закрепить знания об ораторской публичной речи, пополнить свой словарный запас, продолжить работу над культурой устной речи; подготовиться к публичному выступлению. Перед вами знакомые слова: красноречие, риторика, оратор, ораторский пафос. Объясните их лексическое значение, составьте словосочетания, использя все способы подчинительной связи слов.

Лингвистический тренажер красноречие риторика оратор ораторский пафос

Проверь себя богатое красноречие ораторский голос изучать риторику говорить с пафосом талант оратора

Тест Оратор Наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию Красноречие Прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо Риторика Человек, произносящий публичную речь Культура речи Страстное воодушевление, подъём, энтузиазм, вызываемые какой-либо высокой идеей Пафос Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант

Проверьте себя Оратор Наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию Красноречие Прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо Риторика Человек, произносящий публичную речь Культура речи Страстное воодушевление, подъём, энтузиазм, вызываемые какой-либо высокой идеей Пафос Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант

Кожинов Вадим Валерианович Дата рождения: 5 июня 1930 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 25 января 2001 (70 лет) Место смерти: Москва, Россия Гражданство: СССР,Россия Род деятельности: литературный критик, публицист Язык произведений: русский.

Шаляпин Фёдор Шаляпин Фёдор Шаляпин Фёдор Шаляпин Фёдор Ф.Шаляпин

Н.Плевицкая

Л.Русланова

Б.Штоколов

Д.Хворостовский

Тульский народный хор

с.Стояново

К.Шульженко

В.Бунчиков

И.Тальков

В.Ганичев

Требования к устному выступлению 1. Содержательность, ясность высказывания. 2. Убедительность, доказательность выступления. 3. Выразительность речи. 4. Обязательная предварительная подготовка. Используйте цитаты, предварительно сгруппировав их в соответствии с пунктами плана. План подготовки 1. Наличие обращения (адресат высказывания). 2. Убедительные аргументы (факты, примеры, ссылки на авторитет). 3. Исключение категоричности (использование вводных и вставных конструкций). 4. Призывный финал выступления. Восьмиклассники приводят примеры, факты, тренируются, готовят выступления. Домашнее задание: подготовить выступление в публицистическом стиле на тему “ Значение песни ” .

Рефлексия Сегодня на уроке мы повторили… Новым было понимание того, что… Я убедился, что… Подготовить публичное выступление мне поможет… Я закрепил понятия: ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему"

Международное гуманитарное право (МГП) изучается не только на уроках литературы. Урок русского языка в 8 классе по рассказу Р.Бредбери "Улыбка" совершенствует навыки составления текстов публицистическ...

>> Устное выступление

Устное выступление

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления - речи, доклады на общественно-политические, нравственно-этические темы.

Главная задача устного выступления - это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
В публицистических выступлениях широко используются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.
В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и общественно- политическая, и разговорная. Если затрагиваются вопросы науки или техники, то встречаются и некоторые широкоупотребительные термины.

211. Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Плевако, описанных в «Воспоминаниях» писателя В. Вересаева.
Старушка украла жестяной 3 чайник, стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Она... подлежала суду присяжных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет. Поднялся Плевако.

Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь...

Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.

1. Какой прием в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими речевыми средствами?
2. Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжественного стиля. Какой оттенок придается им в данной речи? Чем подтверждается этот особый оттенок?

3. Как вы понимаете слово двунадесят? Разберите его по составу. Как называются слова, которые в настоящее время не употребляются? Какой стилистический оттенок приобретает это слово в данном тексте?

Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью- то статью, речь или книгу.

Что поможет успешно выступить?

1. К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи: о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать; продумать выводы и обобщения.

Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким выводам подвести, на что настроить, против чего предостеречь.

2. Необходима личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Но если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты, авторитеты.

3. Вспомните слова А. Пушкина о речи одной из героинь его сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над произношением. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

4. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

5. Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу заинтересовать слушателей своей главной мыслью, аргументацией, завладеть их вниманием, а потом все время держать их в эмоциональном напряжении, сделать своими единомышленниками.

6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жестов, скупых, но выразительных.

7. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий его план, в котором должно быть: начало, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

8. Постарайтесь по плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем- либо из товарищей произнесите его вслух (или запишите на магнитофон, диктофон). Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить правильность произношения отдельных слов.

Заранее репетируя выступление, наметьте, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех либо раздадутся реплики, вопросы.

Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Итак, публичное выступление, кроме хорошего знания оратором своей темы, требует от него живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем он говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

212. Запишите текст, применяя правила правописания. Составьте его план.

Обществен(?)ые устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях а может быть с лекц..ями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искус(?)тве орат..ров и лекторов. (Не)стоит здесь повторять все что известно об ораторском искусстве. Скажу одно самое простое что(бы) выступление было интересным выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точ(?)ку зрения убедить в ней материал лекции должен быть для него самого привлекательным в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям заставить их почу(?)ствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея одна мысль которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует но и запомнится.

А (по)существу всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой(либо) идеи мысли стремитесь построить как поддер..ку того положительного что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных п..зиций. Тогда оно встретит сочувствие. (Д. Лихачев.)

213*. На основе теоретических сведений («Устное выступление») и текста упражнения 212 подготовьте два выступления: а) «Языковые и композиционные особенности устного публичного выступления»; б) «Как подготовиться к устному выступлению».

214. Прочитайте рассказ И. Андроникова (см. стр. 162). Какие вы сделаете для себя выводы о мастерстве рассказчика? Что помогает овладеть таким мастерством? Напишите об этом.

Известно, что в XVIII веке дивил всех своими «устными рассказами» Денис Иванович Фонвизин. Автор «Недоросля» смешно и похоже изображал Сумарокова. И, как пишет в биографии Фонвизина II. А. Вяземский, «забавляя вельможу (Потемкина), передражнивал он пред ним своего начальника и покровителя», ибо «имел дар пере- дражнивания, представлял в лицах и начальника своего - шутка невинная!».

В России XIX века чудесными рассказчиками слыли Гоголь, Тургенев, Григорович, Писемский. Но все же это были писатели, главный мед сносившие в литературный улей. Устный рассказ был для них гимнастикой воображения и наблюдательности, пробой, этюдом и, если закреплялся на бумаге, в ту же минуту прекращал существовать как звучащее слово.

Жанр устного рассказа с точной мерой импровизации и сюжета бережней хранили и культивировали, пожалуй, актеры старого Малого театра. Это не были монологи, сцены, какие исполнялись ими с подмостков. Устный рассказ, рассказ «из жизни» - бытовой, автобиографический или пародийный, возникал в минуту отдыха, за кулисами, на вечеринке, в гостях. Поразительным рассказчиком в московских гостиных слыл Михайло Семенович Щепкин. Пров Садовский с мрачной серьезностью, но так, что вокруг все «животики надрывали», воспроизводил монолог замоскворецкого купца о Наполеондере Бонопарте и «республике Франс»: как Наполеондер хотел под ноготок всю Европию забрать, а оказался на острове святой Алены, где ни неба, ни земли, ни воды, - одна зыбь поднебесная и часовой ходит...

Прославился в этом жанре Иван Федорович Горбунов, автор записанных потом сценок «Травиата», «Воздухоплаватель», «У пушки», создатель легендарного образа отставного генерала Дитятина, имевшего по всякому поводу жизни и политики свое чрезвычайное мнение и высказывавшего его с величавым апломбом под дружный смех присутствующих.

Большой популярностью пользовались устные выступления со сцены И. Л. Андроникова - о писателях, артистах, ученых. Многие из его устных выступлений записаны и опубликованы.


ИСТОРИЯ ЭТОГО РАССКАЗА

Это первая попытка перевести в буквы рассказ, который долгие годы существует только в устной моей передаче и входит в число самых для меня важных «устных рассказов». Но...

Бумага способна закрепить текст. И бессильна передать самый «спектакль», игру - тембр голоса, манеру произношения, «поведения лица», жесты, «мизансцены», а главное, интонации. И тем самым интонационный подтекст.

Что касается обеда, о котором рассказ, то тут соединились впечатления от многих встреч с Алексеем Николаевичем Толстым и от единственной с Василием Ивановичем Качаловым (потом-то, когда я уже исполнял этот рассказ публично, я не раз видел В. И. Качалова). Но в ту, раннюю пору недостаточность впечатлений восполняла память о спектаклях с Качаловым, которые я видел по два и даже по три раза.

Надо ли говорить, что рассказу предшествовало множество интонационных «эскизов», долгие, почти непроизвольные поиски интонаций, тембров, психологических наблюдений, вхождений в образ, за которыми можно было бы угадать «строение характера». <...>

Алексея Николаевича Толстого я знал в продолжение двадцати лет, в различные периоды его жизни и в самых различных обстоятельствах... <...>

Вскоре в кругу друзей, а потом и перед широким кругом знакомых я начал воспроизводить с преувеличением характер его речи, суждения, шутки, и говоренное им, и не говоренное им никогда, но в его духе. А потом мог в его образе, его голосом, в его манере импровизировать с ходу, без затруднений, потому что в эти минуты я больше был им и гораздо меньше собой.

Как-то зашли к нему соседи... По просьбе «публики» я показал Толстого и Маршака. От Алексея Толстого перешли к Льву Толстому, заговорили о спектакле «Воскресение» во МХАТе, о том, как исполняет роль «От автора» Василий Иванович Качалов. Я стал показывать, как Качалов читает, и упомянул про обед у Толстого. Шварц (драматург) потребовал, чтобы я показал все по порядку и в лицах. (Он часто заставлял меня вводить в оборот новые, еще не опробованные сюжеты.) Тут он сказал:

Сейчас же расскажи, как он приехал, как встретил его Толстой...
Я удивился:
- У меня такого рассказа нет.
- Нет, так будет.
- Я даже не знаю, с чего начать.
- А ты начни, и начнется.
- Сперва они разговаривали в передней...
- Так иди в переднюю и начинай.
Я вышел и голосом Толстого позвал:
- Туся, Вася Качалов приехал!..

И рассказал все без запинки - примерно то, что вы уже знаете. Закончил цокотом лошадиных подков, изобразив это цоканье языком. С детства я цокал, изображая бег лошади, но не знал, к чему применить эти звуки. Наконец применение нашлось.

Когда я умолк, Шварц с хохотом стал при мне разбирать и пересказывать эту историю.

С тех пор я исполнял эту историю постоянно. 4 В клубах интеллигенции. 4 В гостях. 4 В концертах. В войсках Калининского фронта. На Южном фронте. В партизанском отряде на Смоленской земле. Как и в других моих устных рассказах, текст каждый раз изменялся, применительно к аудитории, к ее представлениям. И каждый раз словесное наполнение и степень сходства диктовались чувством такта по отношению к теме, к аудитории и, естественно, к изображаемым мною лицам. Но, несмотря на порою лихие трансформации текста, сложившаяся конструкция оставалась. И многие части текста сохраняются до сих пор.

Вначале я исполнял этот рассказ в редакциях, в кулуарах Ленинградской Публичной библиотеки, в Пушкинском Доме, в гостях. В Москве начал исполнять на своих вечерах. Наконец и Толстой увидел себя. 4 И себя - Качалов. 4 Потом вместе с Алексеем Николаевичем Толстым я приехал к Алексею Максимовичу Горькому. И так случилось, что Горький попросил повторить этот рассказ еще и еще раз для вновь прибывавших к нему гостей. А через две недели мне снова посчастливилось в четвертый раз исполнить его перед Горьким. И Толстой ободрял меня своим доброжелательным смехом. Горький же не только одобрил рассказы, но заметил при этом импровизационные различия в тексте. Потом я не раз исполнял эту историю в доме Алексея Николаевича Толстого для гостей. Потом...

Потом это превратилось в воспоминание.

С ходом времени смешное улавливается все меньше. Да и сам рассказ стал строже - по исполнению. В 1946 году я записал его на магнитную ленту. Затем отрывок из него вошел в телевизионный фильм. И вот, наконец, первая попытка положить этот текст на бумагу. Судить о том, что из этого получилось, - не мне.

Проанализируйте синтаксис рассказа И. Андроникова: какие предложения в нем преобладают, как они оформляются интонационно, как это связано со знаками препинания? Обратите внимание на виды придаточных предложений и на предложения с однородными членами, на использование причастных и деепричастных оборотов. Какова их роль в этом тексте?

215*. Учитесь импровизировать, т. е. составлять устный рассказ без предварительной подготовки: а) на фантастическую или сказочную тему (с описанием внешности действующих лиц); б) воспроизводя хорошо знакомые вам бытовые сцены, сцены из школьной жизни; в) по сюжетам теле- и кинофильмов, спектаклей, художественных произведений. Старайтесь войти в роль изображаемого персонажа, запомнить ход событий и вместе с тем постоянно варьировать словесное оформление, смысловые оттенки реплик, обрисовку характерных деталей. Одну из таких импровизаций исполните в классе, на уроке.
216. Что вам чаще всего вспоминается, когда вы надолго отлучаетесь из своего дома? Расскажите о деталях, которые особенно ярко вспоминаются.

Расскажите так, чтобы слушатели (или читатели) вам поверили, вместе с вами почувствовали красоту и значимость того, что волнует вашу душу, хотя оно, может быть, совсем обычное, простое, неприметное для постороннего глаза (дерево, ручеек, заветная дорожка, переулок, любимое занятие дома, знакомые, родные лица). Озаглавьте свой текст так, чтобы его название и содержание отражали основную мысль. После устного воспроизведения запишите его.

217*. Знаете ли вы лично хорошего рассказчика? Попробуйте передать письменно один из его рассказов, сохраняя стиль и образные выражения речи (сначала устно, потом письменно).

218. Спишите и прокомментируйте каждую из пословиц: как она характеризует устную речь? Расскажите о содержащихся в пословицах орфографических и пунктуационных трудностях, предварительно сгруппировав их.

1. Нач..л с кувшина конч..л о бочке. 2. В огород.. буз..на а в Киеве дядька. 3. Много слов много ог..ворок. 4. Серде..ное слово до сер(?)ца доход..т. 5. Слова жемчуг но когда их много они теряют цену. 6. Слово с..р..бро молчание золото. 7. Слово не в..р..бей вылет..т не пойма..шь. 8. Слово молв..т е..л..вей поет.
219. Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нем мысли о добре и глупости? Подготовьте устное выступление о своем понимании взаимосвязи и соотношении этих двух свойств человеческой души, их восприятии разными людьми.

Добро (не)мож..т быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп ибо он бескорыстен и не преследует выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда когда он явно (не)мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым то(есть) (не)добрым. Повторяю истинно добрый поступок не может быть глуп он (вне)оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. (Д. Лихачев.)

Доклад - наиболее сложная и ответственная фор- ма устных выступлений, отличающаяся полнотой раскрытия темы и законченностью.
В докладе, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис (основное положение), который надо раскрыть, доказать, и тезисы частные. Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше, при рассказе об устном выступлении. Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности.

1. Доклад тщательно готовится заранее, кратко, в виде тезисов формулируется каждое его положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

2. Выступление строится с учетом главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе. От того, как присутствующие относятся к вашей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход всего доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать примерами, обосновать авторитетными ссылками, а какой можно не развертывать или совсем опустить.

3. «Для успеха речи важно течение мысли лектора, - писал А. Кони. - Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо так построить речь, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., чтобы был естественный переход от одного к другому».

4. Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием аналогии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения.

5. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняшние заботы и тревоги, перспективы и ожидания.