Душ        22.02.2024   

Интернаты для трудных детей с проживанием. Школы пансионы. Закрытые и открытые школы-интернаты

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос сильной и всесторонне развитой личностью, с хорошим воспитанием и закаленным характером, без вредных привычек, присмотритесь внимательнее к кадетским школам. Целью кадетского образования является воспитание патриотично настроенного, дисциплинированного человека.

Обучение в кадетских корпусах существенно отличается от обычного общеобразовательного. Помимо обязательных предметов, дети изучают военную историю, основы военного дела, проходят усиленную физическую подготовку. Учебный день здесь длится дольше, причем педагоги никаких поблажек ребятам не делают. Еще одно существенное отличие – строжайшая дисциплина. Воспитанники носят специальную форму, часто ходят строем, отдают честь старшим по званию. На каникулах ребята участвуют в соревнованиях, культурных и экскурсионных мероприятиях.

Разновидности кадетских школ

Кадетские корпусы могут курировать МЧС, ФСБ и организации, подведомственные Минобороны РФ. В таких учреждениях военная дисциплина: постоянное проживание, увольнения строго по выходным и праздничным дням. Режим дня тщательно спланирован, у воспитанников практических не остается свободного времени. Поступить сюда сложно, да и учиться нелегко! Поэтому чаще всего здесь можно встретить детей, которые в дальнейшем планируют поступать в органы внутренних дел или на военную службу.

Существуют также кадетские школы, учрежденные московским Департаментом образования. В них могут поступить исключительно дети с московской пропиской. Многие из таких школ также функционируют в режиме интерната, однако получить увольнение здесь намного проще.

Условия приема

В кадетский корпус принимаются дети, годные по состоянию здоровья (перечень противопоказаний изложен в Приложении 3 к приказу N 473 от 16. 10. 2002 Комитета Здравоохранения Москвы) и желающие учиться. Для поступления необходимо подать заявление в Приемную комиссию в установленные сроки и приложить пакет необходимых документов (указывается на сайте образовательного учреждения), пройти диагностику в МЦКО по следующим предметам: русский язык, математика, английский язык, и медицинскую комиссию. Помимо этого, кандидаты на поступление проходят тестирование на уровень физподготовки и собеседование с психологом. По результатам проведенных мероприятий Приемная комиссия, учитывая состояние здоровья, мотивацию, наличие дополнительных достижений (награды, полученные за участие в творческих и спортивных мероприятиях), уровень физической подготовки и успеваемость, принимает решение. При этом первоочередным правом на зачисление пользуются кандидаты, направленные по целевому набору. Также при поступлении льготами пользуются дети-сироты и дети военнослужащих.

При зачислении в кадетскую школу существуют ограничения по возрасту. Малышей сюда не берут, за редким исключением. Поздно думать о поступлении и в старшей школе, так как программа подготовки рассчитана на определенный период, минимум 3 года. Идеальное время для поступления – окончание начальной школы.

Преображенский кадетский корпус

Адрес: г. Москва, м. Бульвар Рокоссовского, ул. Лосиноостровская, д. 22a;

Учредитель:

Образование: Основное, среднее

Режим: школа-интернат для мальчиков, пятидневная учебная неделя, по выходным дети разъезжаются по домам.

Преображенский кадетский корпус – казенное государственное образовательное учреждение, цель которого – предоставление качественного образования, нравственное, физическое и социальное развитие учащихся.

Здесь работают талантливые педагоги. Перед ними стоят непростые задачи: заинтересовать учеников, создать на уроках благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, научить ребят работать в команде, и, конечно же, доступно и понятно излагать материал. И им это удается. По окончании школы кадеты поступают в Академию ФСБ, ФСО и прочие силовые структуры РФ.

КШИ №5 реализовывает образовательные программы в соответствии с ФГОС, а также программы дополнительного образования по следующим направлениям:

  • математика,
  • физика,
  • биология,
  • обществознание,
  • военное дело,
  • пулевая стрельба,
  • лего-конструирование и моделирование,
  • музееведение,
  • бодибилдинг,
  • баскетбол,
  • гандбол,
  • легкая атлетика,
  • футбол,
  • автоспорт,
  • ансамбль духовых инструментов или оркестр на выбор,
  • хоровое пение,
  • театральное и музыкальное творчество.

В кадетской школе созданы все условия для здорового развития детей: ежедневно проводятся влажная уборка и проветривание помещений, поддерживается оптимальный тепловой режим. Все воспитанники КШИ №5 получают вкусное и сбалансированное шестиразовое питание. Режим дня тщательно спланирован: уроки сменяются прогулками, физическими тренировками и перерывами на прием пищи. Поэтому, несмотря на насыщенную основную и дополнительную образовательную программу, дети не испытывают переутомления.

Школа расположена в большом здании, на территории которого имеются:

  • учебные кабинеты и кабинеты для самоподготовки,
  • актовый зал и танцевальный залы,
  • библиотека,
  • большой и малый спортзал,
  • тренажерный зал,
  • стрелковый тир,
  • лыжная база.

Помимо этого, на улице расположены полоса препятствий с резиновым покрытием, площадка для занятий автоспортом, футбольные, волейбольные, баскетбольные и теннисные площадки, гимнастический городок и беговая дорожка.

В распоряжении образовательного учреждения вся необходимая для организации учебного процесса техника: ПК, проекторы и плазменные панели, интерактивные доски, МФУ, музыкальные центры.

Первый Московский кадетский корпус


Адрес: г. Москва, Тимирязевская, ул. Вучетича, д. 30, стр. 1

Филиалы:

  1. Четвертый Новомихалковский проезд, д.14, стр. 3
  2. ул. Зеленоградская, д. 9

Учредитель: Московский Департамент образования

Образование: начальное, основное, среднее

Режим: школа-интернат, обучение в первой половине дня, после обеда дополнительное образование; в филиале №3 – дневное обучение. В субботу и воскресенье, а также в праздничные дни воспитанники отправляются домой.

Первый Московский кадетский корпус – государственно казенное учреждение. В отличие от других кадетских школ, здесь реализовываются программы не только средней и старшей школы, но и начального образования (в двух филиалах), есть подготовка к школе. Для самых маленьких предусмотрены логопедические занятия, курс «английский для малышей», программа социально-психологической адаптации «сказка общения». С 8 до 10 лет дети начинают изучать английский язык более углубленно: курсы «увлекательный английский» и «английский язык. фонетика».

КШИ №1 может по праву гордиться количеством секций и кружков. Здесь воспитываются настоящие бойцы, всесторонне развитые. Дисциплина соответствует военному учреждению.

Программы дополнительного образования:

  • углубленное изучение математики;
  • история;
  • правоведение;
  • проектная и исследовательская деятельность: музеи, парки, усадьбы; секреты русского языка;
  • натуральное и физико-математическое моделирование: шахматы, мир вокруг нас, географические исследования, загадки химии, занимательная математика, программирование;
  • музейное дело;
  • занимательный английский;
  • обществознание;
  • авиамоделирование, компьютерное моделирование, ракетное моделирование;
  • робототехника;
  • занимательная физика;
  • огневая и пилотажная подготовка;
  • военное дело;
  • многоборье ГТО, спортивная гимнастика, плаванье, баскетбол, футбол;
  • спортивная стрельба;
  • самбо и рукопашный бой, дзюдо;
  • пожарное и спасательное дело (подготовка МЧС);
  • ритмическая гимнастика, бальные и народные танцы;

В рассматриваемой школе-интернате созданы все условия для нормального проживания, предоставляется пятиразовое питание. Здание спроектировано и обустроено согласно нормам СанПин и требованиям действующего законодательства. Кадетский корпус включает в себя учебные и жилые помещения, столовую, медицинский блок. В жилом комплексе расположено 60 спален, рассчитанных на проживание до 240 учеников. В каждой комнате отдельный санузел. На этаже располагаются по три дополнительных помещения. Здесь дети играют со сверстниками, отдыхают, занимаются самоподготовкой.

Материально-техническое оснащение

В здании школы расположены все необходимые для проведения теоретических и практических занятий, самообучения и организации досуга, помещения:

  • Учебные кабинеты;
  • Актовый зал;
  • Мастерские;
  • Лаборатории по химии и физике, биологии;
  • Кабинеты по радиоэлектронным технологиям и информатике;
  • Библиотека;
  • Большой и малый спортзал, тренажерный зал, бассейн;
  • На прилегающей территории построен открытый спорткомплекс, в состав которого входит большая и малая полоса препятствий, гимнастический комплекс, хоккейное, волейбольное и баскетбольное поле, беговая дорожка.

Все вышеперечисленные помещения располагают необходимым техническим оснащением.

Московский казачий корпус имени Шолохова

Адрес: Москва, ул. Марш. Чуйкова, д. 28, стр. 4

Учредитель: МВД РФ

Образование: Основное, среднее в соответствии с ФГОС

Режим: школа-интернат, 5-дневная учебная неделя, занятия с 8.30 до 15.00

Московское президентское кадетское училище им. Шолохова – государственное казенное учреждение, созданное в 2015 году на базе КШИ №7. Здесь дети обучаются с 5–11 класс, готовятся к поступлению в высшие гражданские и военные учреждения РФ. Преимущественным правом поступления пользуются ребята, родители которых служат во внутренних войсках МВД РФ.

Программы дополнительного образования:

  • баскетбол,
  • рукопашный бой,
  • народные и бальные танцы,
  • история казачества, внутренних войск, православной культуры,
  • юный музеевед,
  • экскурсовод,
  • военная и строевая подготовка,
  • школа командира,
  • оператор-монтажер.

В кадетском училище уделяется огромное внимание безопасности воспитанников. Территория здания охраняется круглосуточно, находится под системой наружного и внутреннего видеонаблюдения. Учреждение работает в режиме интерната. Жилые корпусы оборудованы просторными комнатами, рассчитанными на проживание 2–6 человек, полным комплектом мебели, инвентаря, отдельными санузлами, бытовыми помещениями. Питание пятиразовое.

Материально-техническое оснащение

На территории училища находятся:

  • актовый и хореографический зал;
  • зал для борьбы;
  • 2 музея;
  • спортивный городок: полоса препятствий, беговая дорожка, игровые площадки, лазерный тир.

Учебные классы оборудованы АРМ, дидактическими материалами, эргономичной мебелью, отвечают нормам СанПин.

Московский Георгиевский кадетский корпус


Адрес: Москва, ул. Мал. Ботаническая, д.24Б

Учредитель: Московский Департамент образования

Образование: Основное, среднее

Режим: школа-интернат

Учреждение работает 5 дней в неделю. На выходные дети отправляются домой. Также, в отличие от других кадетских школ, ребята по желанию могут уходить в увольнение и среди недели. Обучение ведется с 7-го класса и предусматривает усвоение программы ФГОС и получение дополнительного образования. Большая часть воспитанников школы – дети военнослужащих и сироты (льготная категория).

Во время каникул школа привлекает кадетов к многочисленным мероприятиям: экскурсии и культурные программы, соревнования, кадетские балы и т. д.

Программы дополнительного образования:

  • военная история,
  • основы военной службы,
  • юный стрелок,
  • патриоты РФ,
  • школа командиров,
  • волейбол,
  • академический хор,
  • вокальный ансамбль.

Жилой комплекс включает в себя 18 спален, 2 санузла и 2 душевые комнаты. Все дети получают бесплатное шестиразовое питание, медицинское обслуживание и, в случае необходимости, психологическую помощь.

Материально-техническое оснащение

В учебном корпусе и на прилегающей территории рассматриваемой кадетской школы расположены:

  • актовый зал;
  • музей;
  • библиотека;
  • 16 учебных классов;
  • конференц-зал,
  • мастерская;
  • 2 класса для проведения лабораторных работ;
  • спортзал;
  • спортивный городок: волейбольная, баскетбольная, гимнастическая площадки, беговая дорожка, полоса препятствий и прыжковая яма.

Учебные кабинеты отвечают нормам образовательного стандарта и требованиям СанПин и оснащены современной техникой, мебелью и дидактическими материалами. Огромное внимание также уделено организации правильного освещения.

Школа для девочек «Московский пансион государственных воспитанниц»

Адрес: г. Москва, Волжский б-р, д. 52 /29, стр. 1

Учредитель: Московский Департамент образования

Образование: Основное, среднее

Режим: школа-интернат

Особенностью образовательного процесса рассматриваемой школы для девочек является изучение, наряду с обязательными предметами ФГОС, кадетской составляющей.

Программы дополнительного образования:

  • школа юного экскурсовода,
  • правоведение,
  • основы военной службы,
  • живопись, графика,
  • ударные инструменты (барабаны, ксилофон, литавры),
  • бальные и народные танцы,
  • эстрадный вокал,
  • художественное чтение.

Огромное внимание здесь уделяется организации здоровье сберегающей среды и популяризации здорового образа жизни. Руководство следит за соблюдением санитарно-гигиенического режима: ежедневное проветривание помещений, влажная уборка, использование эргономичной мебели в жилом и учебном комплексе. Воспитанницы придерживаются строгого распорядка дня, куда включены обязательные оздоровительные мероприятия.

Материально-техническое оснащение

Классы оборудованы эргономичной мебелью с регулировкой по высоте, компьютерами, проекторами, интерактивными досками и прочими техническими средствами обучения, методическими материалами. Помимо учебных классов, на территории здания расположены:

  • Актовый зал;
  • Спортивный и танцевальный зал;
  • Музыкальный и литературный класс;
  • Кабинет труда;
  • 2 кабинета информатики;
  • Большая библиотека;
  • Музей;
  • Тренажерный зал.

По формату обучения наиболее близкими к кадетским школам являются Вы можете ознакомится с набором услуг и выбрать подходящий вам пансион на страницах нашего каталога.

В школах раздельного типа обучение проводится в небольших классах. Здесь наибольший процент соотношения количества преподавателей на количество учениц. Девочкам читают программы средней школы, языковые программы и готовят к университету. Есть обязательные предметы и ряд дисциплин на выбор.

Частные школы-пансионы для девочек сочетают индивидуальный подход с правилами воспитания юных леди. Воспитанницы таких заведений чаще становятся лидерами, им проще достичь успеха в выбранной профессии. Чтобы добиться максимальных академических показателей, используются и традиционные, и современные методы обучения. Например, швейцарская школа является членом объединения школ Bellevue Education, где внушительная часть инвестиций идет на современное оборудование и лучших педагогов.

Итогом становятся серьезные академические достижения. Так, в 2016 году 64% учениц британской школы сдали экзамен по программе средней школы GCSE с высшими баллами A*/A. Также авторитетным изданием The Times были отмечены выдающиеся результаты школьниц из .


Реализуя цели и задачи кадетского образования, мы пытаемся не растерять основные женские качества воспитанниц. С этой целью была разработана концепция воспитания в кадетской школе - интернате для девочек, реализация которой проходит по трём программам.

1. Программа гражданского и военно-патриотического воспитания.

Главное внимание в воспитании кадетов уделяется военно-патриоти-ческому направлению. Принятие Торжественной клятвы кадета проходит в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе.

Воспитанницы встречаются на уроках мужества с ветеранами ВОВ, героями России, воинами-интернационалистами, посетили священные места нашей Родины города-герои Санкт-Петербург, Волгоград, Курск, Белгород.

Воспитанницы показали отличную строевую выучку при торжест-венном прохождении по Красной площади 7-го ноября 2006 года, посвященном юбилейному параду 7-го ноября 1941 года.

Традиционными стали такие акции:

  • концерты и адресная помощь ветеранам Великой Отечественной войны,
  • воинам - ветеранам и инвалидам, получивших ранения в зонах военных конфликтов;
  • «Вахта Памяти»;
  • приглашение ветеранов всех войн на праздник «День Победы».

Воспитанницы кадетской школы-интерната «МПГВ» активные участницы патриотических мероприятий,проводимых органами государственной власти, общественности и ветеранскими организациями, лауреаты фестивалей военно-патриотической песни 2004-2007 годов, призеры спортивных соревнований, посвященных Дню Защитника Отечества.

Для обеспечения качественного проведения практических полевых занятий по основам военной службы воспитанницы ежегодно выезжают в кадетский оздоровительно - образовательный лагерь «Патриот, где на практике познают строевую и огневую подготовку.

Для углубления представления воспитанниц об основах военной службы, о воинской дисциплине и организации введён курс «Строевая подготовка».

2. Программа формирования интеллектуально, нравственно, культурно и духовно развитой личности.

Для выражения музыкальных и творческих способностей, в целях привития интереса к музыкальному искусству, для дальнейшего развития духовности как качества личности введены следующие кружковые занятия:

«Вокал» и «Хоровое пение» формируют первичные навыки исполнения вокальных произведений, а также вос-питывают чувство кол-лективизма и ответственности, учат взаимодействию в сов-местном творчестве.

«Фортепиано» развивает музыкальный вкус, умение слушать и восприни-мать классическую фортепианную и симфоническую музыку, воспитывают любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, советских компо-зиторов, лучших представителей зарубежной музыки.

Для развития у детей координации движений,пластичности тела, выносливости, ловкости,музыкальности, ритмичности, чувства уверенности в себе, приобщения к мировой культуре, формирования эстетических иде-алов на основе овладения искусством хореографии введены кружки:

  • «Народный танец»;
  • «Эстрадный танец»;
  • «Исторические бальные танцы» .

Занятия в театральном кружке развивают индивидуальные творческие способности воспитанниц, развивают навыки диалогической и монологической речи, расширяют их знания в области литературы.

Танцевальное искусство учит человека красоте. Причём, это не только красота движений, но и красота внешнего облика, важным элементом которого (особенно для женщины) является причёска. Цели овладения первичными навыками искусства создания прически служит кружок «Лукавый локон».

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразна область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человечества. Знакомство детей с тремя формами художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной - основная цель работы прикладного направления дополнительного образования, в сфере которого работают кружки:

  • «Изобразительное искусство»;
  • «Юный садовод»;
  • «Пресс-центр».

Для укрепления здоровья, развития двигательного и интеллектуального потенциала, повышения уровня физических и психологических качеств занимающихся в соответствии с их возрастными возможностями введены кружки следующие кружки спортивного направления:

  • «Единоборства»;
  • «Фехтование»;
  • «Волейбол»;
  • «Теннис»;
  • «Лёгкая атлетика»;
  • «Лыжи»,
  • «Плавание».

Включённые в план дополнительного образования направления позволяют реализовать следующие задачи:

Компенсировать отсутствие в базисном плане тех или иных учебных курсов. При минимальном количестве часов на предмет в базисном плане усилить этот предмет часами дополнительного образования.

Создать "ситуацию успеха" в самореализации и самоопределения каждой воспитанницы на основе традиций кадетского женского движения с учетом современных требований времени.

3. Программа дополнительного образования, включающих в себя развитие творческих индивидуальных способностей воспитанниц и кадетскую составляющую: строевую подготовку и основы медицинских знаний.

В эту же программу включены кружки, в которых девочки приобретают навыки «умелой хозяйки» и познают основы семейных отношений.
Общеобразовательная программа среднего полного общего образования обеспечивает дополнительную углубленную подготовку воспитанниц по предметам общеобразовательного и кадетского профиля.

Для усиления базовых знаний учащихся включены следующие кружковые занятия:
«Информатика» расширяет представления уча-щихся о возможностях использования современного компьютера.

«Моя Москва» погружает ребёнка в мир истории родного края, увеличивая его знания о столице нашей Родины на протяжении много-вековой истории города.

«Психотехника общения» обучает навыкам взаимопонимания и общения со сверстницами, окружающими их людьми, социаль-ной адаптации в обществе.

Кружки «Литературная гостиная» и «Языкознание» усиливают предметную область «Филология » , позволяя развивать творческие способности воспитанниц.

Наши достижения

Воспитанницы кадетской школы-интерната № 9 принимают активное участие в окружных, городских и федеральных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, выставках, где показывают высокие результаты:
  • Лауреаты XX городского фестиваля детского творчества «Надежда», 2009г;
  • Лауреаты XII городского фестиваля детского творчества «Юные таланты Московии», 2005-2009гг;
  • Лауреаты Всероссийского фестиваля «Юные таланты Отчизны» 2009год;
  • Лауреаты XI городского фестиваля «Экология», 2008г;
  • Лауреаты фестиваля «Одарённые дети». 2005-2009гг;
  • Победители торжественного прохождения по Красной площади, посвящённого историческому параду 1941 года 2005, 2006, 2007, 2008г.;
  • Призёры смотра-конкурса художественного творчества среди воспитанников кадетских школ и кадетских школ-интернатов города Москвы (живопись) 2006, 2007, 2008, 2009 года;
  • Призёры окружных и городских спортивных соревнований.

Условия приёма

В кадетскую школу-интернат №9 «МПГВ» в первоочередном порядке принимаются девочки, которые проживают на данной территории (административного округа и города Москвы) для обучения в 5-х классах , закончившие начальную школу на «4» и «5», годные по состоянию здоровья (1-2-я группа здоровья) и изъявившие желание обучаться в кадетской школе-интернате.

Документы принимаются только от законных представителей (родителей и опекунов) при предъявлении паспорта.

Родители (законные представители), желающие обучать своих детей в кадетском корпусе предоставляют документы:

1. Заявление установленного образца;

2. 3 фотографии (3х4см);

3. 3 копии свидетельства о рождении;

4. Копию личного дела из школы (заверенную директором);

5. Оценочный лист за последний год обучения, заверенный директором;

6. Характеристику, заверенную директором школы;

7. Копии паспортов обоих родителей (опекунов) 2шт;

8. Справка с места работы обоих родителей - 1 экземпляр;

9. Выписку из домовой книги или выписка из финансового- лицевого счёта;

10. Документ, подтверждающий социальное положение детей и родителей (законных представителей).


Медицинские документы:

11. Медицинскую карту (форма №026-У -2000, в которой указано годен к обучению в кадетской школе с подписью, круглой печатью главного врача с расшифровкой ФИО и треугольной печатью поликлиники)

Педиатр Офтальмолог Стоматолог

Отоларинголог Невропатолог Эндокринолог

Кардиолог

В Москве есть Хогвартс, и он находится в ведомстве Минобороны РФ. Все начинается, как правило, в десять лет с неожиданного письма. Попасть сюда можно только благодаря происхождению, об этой школе почти никто не знает, а преподают здесь, как считается, лучшие учителя.

«В один прекрасный день в феврале 2008 года папа вернулся с работы и говорит: «Телеграмма сегодня пришла». Интернета у нас еще толком не было, - выпускница Таня, восемь лет назад жившая с семьей в военном городке на Дальнем Востоке, тараторит, отработанным жестом перекидывая длинные волосы с плеча на плечо и размешивая кофе с маршмеллоу. - Сообщалось, что в Москве открывают кадетский корпус для девочек. Первый набор - 180 человек, критерии очень жесткие: средний балл не ниже 4,7, здоровье идеальное, девочки только из глубинки, отцы офицеры, герои России или воевали в Чечне. Папа спрашивает: «Ты хочешь? Если пройдешь, получишь путевку в жизнь, потому что это Москва.»» У Тани большие глаза, тонкие запястья с браслетами и подвижная мимика - когда она хмурится, ее лоб трогательно сворачивается в подобие перевернутой запятой. В свои двадцать два она одновременно учится в магистратуре, работает администратором в салоне красоты и держит любительское пиар-агентство: вместе с друзьями-визажистами и фотографами устраивает съемки, на которых сама выступает и моделью.

Таня - одна из первых выпускниц Пансиона воспитанниц Минобороны. Закрытую школу для девочек основали восемь лет назад, учатся в ней восемь с половиной сотен человек со всей России. Поступив в пятый класс, девочки проводят в пансионе семь лет. Здесь как в монастыре - выйти в город можно лишь организованной экскурсией с воспитателями, раз в месяц по увольнительной или отправляясь на каникулы домой. «Я из семьи военных, столько раз переезжала: только ты освоился, нашел новых друзей, папа приходит и говорит: «Нас переводят», мы собираем вещи за сутки и уезжаем в другой город. Думала, проблемы не будет. Но это самое жесткое, что было в моей жизни» , - говорит Таня.

КВН

Хогвартс Министерства обороны находится за глухим кирпичным забором на территории между Динамо и Беговой. Внутри корпуса желтого цвета, беседки, образцовые газоны и фонтан. Объявление на контрольно-пропускном пункте запрещает вносить на территорию ноутбуки. Между корпусами курсируют группками одинаково одетые девочки разных возрастов.«Здравствуйте! - говорят они. - Здравствуйте! - Здравствуйте! - Здравствуйте!» Правила пансиона предписывают каждой воспитаннице в обязательном порядке приветствовать любого проходящего мимо взрослого, поэтому за пять минут дороги от КПП до актового зала я успеваю произнести ответное «Здравствуйте» несколько десятков раз. Впрочем, посторонних взрослых здесь, судя по всему, бывает мало: за забор не пускают ни родителей, ни друзей.

Учащиеся Московского кадетского корпуса на территории Пансиона воспитанниц Министерства обороны Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Журналистам необходимо аккредитовываться в Министерстве обороны. Формальное основание в моем случае - отборочный тур кадетского КВН: в пансион к воспитанницам приехали суворовцы из Москвы, Твери и Казани, а также студенты Московского военно-музыкального училища . Все, разумеется, мальчики.

«Чем мы выгодно отличаемся от остальных? Мы единственная команда, которая накрасилась сегодня, - шутят со сцены воспитанницы пансиона. - Ну, мы надеемся!»

Шутят участники преимущественно про сон, еду и палки для селфи. Периодически со сцены звучит непонятное слово «увал». Как объясняет мне в коридоре восьмиклассница Арина, это значит «увольнительная». Только если кадеты в «увалы» уходят каждое воскресенье, воспитанницы пансиона - раз в месяц. На проходной девочку должны встретить родители или доверенное лицо и спустя девять часов привести ее на то же место. После школы Арина хочет поступать в военный университет, а пока работает журналистом на школьном телеканале, не так давно она брала интервью у приезжавшего в пансион космонавта Леонова. Над Ариной нависает пресс-секретарь пансиона Таисия. Разговаривать с воспитанницами разрешается исключительно в ее присутствии. «За нарушение правила, - с кровожадной улыбкой предупреждает пресс-секретарь, - проблемы будут отнюдь не у нее, а у редакции».

А как ты проводишь увалы? - спрашиваю я у Арины.

Встречаюсь с родителями, и мы идем в какой-нибудь торговый центр.

Так! В какой еще торговый центр? Ни в коем случае этого нельзя писать. В музеи ходим, в театры, - шипит Таисия.

А что плохого в том, чтобы сходить в торговый центр? - спрашиваю я.

Не положено. Военное учреждение, все строго по регламенту. Они тут трусы по расписанию меняют, - совершенно не смущаясь присутствием Арины, доверительно сообщает мне Таисия, после чего в полном соответствии с фразой Вяземского о том, что суровость законов в России умеряется их неисполнением, вдруг бесследно исчезает, предоставляя мне полную свободу действий.

Впрочем, без надзирающего ока улыбки воспитанниц не становятся менее искренними, а рассказы - менее жизнерадостными. Да, поступить очень сложно: нужно сдавать русский, английский и математику и проходить собеседование с психологом. Да, обучение полностью бесплатно. Да, все выпускницы поступают в университет. Нет, ссор почти не бывает. Да, дисциплина жесткая, зато много кружков и учиться интересно. Наказание за проступки - лишение увольнения или отчисление, но ни одного такого случая девочки вспомнить не могут: «Поведение не страдает».


Занятия в Школе журналистики Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

А на стену в комнате можно повесить плакат?

Да, над столом есть специальная магнитная доска. Ну… Если это не первый этаж. У нас показательный корпус, и должно быть идеально чисто, потому что гости приезжают.

Устав

Распорядок дня в Пансионе воспитанниц Минобороны по рассказам его выпускниц строится так. Подъем, завтрак, после завтрака - построение, на котором проверяют внешний вид учениц. Краситься запрещено, распускать волосы или собирать их в хвостик тоже - предписывается носить косы. «Если проходит слух, что кто-то из начальников на построении, все кипишуют, особенно у кого маникюр, и сразу прячутся».

За все платит государство, начиная от ручек и тетрадок и заканчивая ноутбуками и авиабилетами домой два раза в год. В комнатах девочки живут парами, две комнаты - блок, в каждом блоке два туалета, ванная и отдельная гардеробная. Одеждой, начиная от колготок и спортивной формы и заканчивая пуховиками и бальными платьями, воспитанниц также обеспечивает пансион. Вещей много: на каждый день недели отдельный комплект. От бытовых забот воспитанницы полностью избавлены: мешки с грязной одеждой сдают в цокольный этаж и на следующий день к обеду получают чистыми.

когда девочки возвращаются с «увалов», их сумки на предмет запрещенки досматривают на КПП

Питание здоровое. «Чуть ли не главный диетолог страны приезжал и смотрел, что на тарелках остается, что мы едим, что не едим». Картошку дают в виде пюре по праздникам. Макарон «вообще никогда не бывало», вместо них - кабачки, баклажаны или тушеная капуста. Чипсы, сухарики, сгущенка, майонез запрещены: когда девочки возвращаются с «увалов», их сумки на предмет запрещенки досматривают на КПП.

После обеда - дополнительные занятия: на выбор предлагаются театральная студия, вокал, танцы, плавание, конный спорт, теннис, футбол, фигурное катание с экс-чемпионами мира и йога. Чуть ли не каждую неделю - выезды в музеи и театры плюс встречи с интересными людьми: за восемь лет работы пансиона здесь побывали знаменитости от Путина до Вики Газинской и Ксении Собчак (любимым гостем традиционно считается Сергей Шойгу).


Ученицы Пансиона в библиотеке Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Мобильные телефоны девочки из младших классов получают вечером на пару часов - все остальное время техника находится у воспитателей. С десятого класса телефоны забирать перестают. Доступ к вай-фаю и социальным сетям после отбоя ограничивают.

Общение с противоположным полом также строго регламентировано: на совместные мероприятия вроде того же КВН в пансион привозят студентов военных училищ, и несколько раз в сезон проходят дискотеки. Кульминация общения выдержана в сказочно-романтическом духе: бал, для которого весь год разучиваются танцы. «Бальные платье получать прямо радость. Их целая комната, стоишь, как принцесса». Единственный способ пойти на свидание с мальчиком до выпуска из пансиона - сделать это во время увольнения (если разрешат родители или доверенный взрослый).

Единственный способ пойти на свидание с мальчиком до выпуска из пансиона - сделать это во время увольнения

По субботам на занятиях по политинформации назначенные преподавателем девочки кратко пересказывают новости за неделю. О патриотизме в пансионе говорят много, но на непременную военную карьеру выпускниц не настраивают - скорее говорят, что они «должны вырасти хорошими мамами, достойными женами и вообще образованными людьми». В последние годы в военные университеты отправились 10-15% девочек.

Реальность

Рассказы выпускниц о том, на какие ухищрения приходилось идти, чтобы преодолевать запреты, потянут на полноценную пьесу для Театра.Doc. Пьеса будет анонимной - большинство девочек до сих пор дорожат отношениями с учителями и воспитателями и регулярно приезжают в пансион.

1.«Твою одежду забрали, сладкого не хватает. Постоянно что-то требуется делать. Ты не можешь сесть и попросить: «Не трогайте меня, пожалуйста». Только ночью или пока в душе моешься. Но если долго была в ванной - это уже объяснительная. Объяснительные я писала за все. У меня была вот такая стопка. Надела свои туфли - объяснительная. После отбоя бесилась - объяснительная. Смотрели кино ночью - объяснительная. Мы уже прикалывались: у кого больше наберется. Даже если в увольнение ты надела юбку короткую, тебе непременно скажут: «Ты же воспитанница, как ты можешь!»»

2. «Дискотеки бывали редко. Конечно, мы готовились, старались как-то незаметно накраситься - на дискотеке ведь тоже нельзя. На улице светло, музыка разная, в общем, специфическое зрелище. Бывало так, что на все десятые классы - у нас цикл был 100 человек - привезут пятнадцать несчастных кадетов. Худых, маленьких. Не очень-то было здорово. Я лично общение с кадетами не приветствовала: мне казалось, что отношения обречены, нет смысла раз в месяц видеться. К тому же, они живут в казарме по двадцать человек, все подробности обсуждают, делятся. Но многих это не смущало, как только мальчик появляется: «Ой, скорее надо общаться». Романы, звонки, смски, только отбой начинается, сразу жизнь. Приезжали на КПП, кто цветы, кто шоколадки передает. Кто-то на дискотеках умудрялся даже целоваться, но за этим следили строго, и на построении все потом разбиралось. Еще был случай: суворовец подошел в свое увольнение к пансиону, позвонил снизу, девочка выглянула в окно, из-за этого подняли такой шум!»


Тренировка по мини-футболу Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

3. «Выходишь с подружками в увольнение в воскресенье, все в одинаковой одежде. В метро на нас все смотрят, перешептываются: «Интернат? Не интернат?» Взгляды косые, это ущемляет. Сейчас-то все ларьки снесли, а раньше был ларечек на ларечке возле метро. И мне пришла в голову мысль: почему бы не познакомиться в каком-нибудь ларечке с девушкой, переодеваться где-нибудь в кустах в свою одежду, оставлять ей вещи и спокойно идти гулять, как свободный человек? Так было страшно в первый раз! Подходим к девушке, она овощи-фрукты продавала возле Беговой, Мариной звали. Говорим: «Мы из пансиона» - «Да, частенько вижу вас, одинаковы». - «Можем мы у вас оставить куртки, а вечером забрать?» Она сначала: «Как так?» - «Ну вот так, по тихой. Главное, спрячьте, чтобы никто не забрал, а то вещи государственные, нас за них порешают». В общем, Марина стала своим человеком, у нее каждое воскресенье лежали пакеты с синими куртками, все подписанные. Мы ей и конфеты, и шоколадки несли в благодарность».

4. «Из увольнения все тащили запрещенную еду - и в сапоги прятали, и потайные карманы вшивали. Фантазия работала в этом плане. Когда нам говорили, что проверяют спальные корпуса, - а их досматривают полностью, одежду в шкафах перебирают, - уносили в портфелях с собой на уроки, чтобы, не дай Бог, не нашли. Под конец месяца запасы кончались. Самое обидное, когда кто-то заболеет ветрянкой, например, карантин начнется, и три месяца кряду можно просидеть в пансионе, не выходя. Но ничего, сидишь, терпишь. Каждая из нас понимала, что это непростое учебное заведение, мы особенные, раз ты здесь учишься, это твой выбор».

5. «В пансионе всегда мечтаешь: вот вечер, пойти бы погулять, завидуешь тем, кто на воле. А сейчас думаешь: как было хорошо, тебя и накормят, и оденут, а теперь приходится самой все. Что самое непривычное было при выходе из пансиона? Там нет таких унылых лиц, как в остальной Москве. Пансион - это отдельная страна, там всегда зеленая трава, светит солнышко, все доброжелательные. Обычно ты не увидишь грубости. А на улицах Москвы ее полно».

Элита России

«Я первые полгода звонила маме каждый день. С Хабаровском семь часов разницы, там три часа ночи, а я рыдаю: “заберите меня отсюда”», - своими переживаниями Таня делится с энтузиазмом, как человек, повествующий о давно и триумфально преодоленных испытаниях. Она откровеннее других выпускниц: отчасти в силу характера, отчасти потому, что выпустилась уже давно и успела уже закончить университет с красным дипломом.

Зачем все это нужно девочкам и их родителям?

Есть еще одно правило, о котором с порога предупреждает пресс-секретарь пансиона: расспрашивать воспитанниц о семьях нельзя. Слишком велик риск задеть за живое: школа в первую очередь рассчитана на дочерей военных из дальних гарнизонов и тех, чьи отцы погибли в военных конфликтах последних лет. О том, что пансион - единственный доступный социальный лифт, девочкам доходчиво объясняют еще на зачислении: «Вы станете элитой России и с этим званием будете идти всю жизнь» - а затем повторяют так много раз, что девочки и сами начинают в это верить. Ограничения свободы внутри этой логики оказываются необходимым условием и символом собственной исключительности. Пансионом гордится каждая, и в речи каждой рано или поздно промелькнут слова «элита», «уникальное место», «редкий шанс». Одним словом, все тот же Хогвартс - только специфический, по-московски.


Подготовка к занятиям в общежитии Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

«Когда я выпустилась из пансиона, я столкнулась с тем, что у меня закончились пары в три часа дня, и я не понимаю: что мне делать? - Продолжает Таня. - Раньше день был всегда расписан. Сначала я пыталась воспринимать это как отдых, а потом поняла, что нужно организовать какую-то движуху. Тебе уже скучно жить, тебе нужно постоянно где-то быть, развиваться, у меня не одна работа, а две, и еще я в магистратуре учусь. И реально Москва слезам не верит: никто тебя не пожалеет, по головке не погладит, я сама научилась этому московскому антисочувствию… Люди, которые тебя тормозят, - от них надо отказываться, а к людям, у которых можно учиться, наоборот, стремиться. В том же Хабаровске у меня осталось только две подруги, зато обе с активной жизненной позицией: одна купила машину, права получила, другая закончила курсы визажа, фору в Москве многим даст. Когда я приезжаю в свой город, вижу, что люди там помягче, у них размеренная жизнь, они добрее. Я не такая. Я думаю так - ну что она ноет, она может пойти и сделать все сама: выучиться, заработать. Я благодаря пансиону была во всех музеях, видела все спектакли, могу поддержать разговор о театре, видела Путина, когда он в пансион приезжал, Сердюкову вопрос задавала лично. Да даже банально знаю, как вилку держать, и каким ножом что есть. Почему я смогла, а ты не можешь?»

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь