Душ        04.03.2024   

Комитет русскоязычных родителей и Общество русской культуры РТ: "уравнивать "русских" и "татар" в разжигании — просто цинично". Языковой "день икс" для татарстана Русский язык в татарстане изменения

В течение всего постсоветского периода в отношениях между федеральным центром и Татарстаном периодически возникали непростые ситуации, спровоцированные в основном желанием части региональной элиты получить для себя больше политических и экономических возможностей. В результате Москве путем переговоров удавалось приходить к тому или иному компромиссу, где главной ценностью являлась территориальная целостность России. Причем во время этого диалога руководящая элита Татарстана для поддержки своей аргументации в той или иной степени задействовала зарубежные диаспоры, а также националистические организации, отстаивающие «полную независимость республики от России» .

Среди последних стоит, к примеру, выделить Всетатарский общественный центр (ВТОЦ‌*), созданный местной партноменклатурой в конце 1980-х в качестве «народного движения в поддержку перестройки» для борьбы за «особый статус Татарской республики и татарского языка». А также партию национальной независимости «Иттифак», выступающую за «отделение от России и создание в междуречье Волги и Урала нового Великого тюрского государства» .

В начале 1990-х татарстанская элита активно использовала национал-сепаратистов в торге с Москвой относительно повышения статуса республики.

Так было в 1992 году, когда Казань, требуя особых для себя условий, не стала подписывать с Москвой новый Федеративный договор. Причем тогда же была принята Конституция республики, в которой Татарстан провозглашался «суверенным государством».

Так было и зимой 1994 года во время подписания отдельного Договора о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан именовался как «объединенное с Россией ассоциированное государство с конфедеративным статусом» и получал (по сравнению с другими регионами) некоторые преференции, например в сфере экономики и внешнеполитической деятельности.

С 2000 года (под влиянием обострения ситуации на Севером Кавказе) федеральный центр, руководствуясь «принципом равноправия субъектов Федерации», стал приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным. В отношениях с Татарстаном это привело к заключению в 2007 году (на 10 лет) нового Договора (в статусе Федерального закона), где на часть данных ранее региону преференций были наложены существенные ограничения.

Заметим, что все эти годы руководство республики уделяло большое внимание не только расширению внешних политических и экономических связей (в значительной степени со странами исламского мира), но и распространению татарского языка как символа «возрождения национальной культуры» и «укрепления татарской государственности». Причем, по данным переписи 2010 года, в республике насчитывалось чуть более 53 % татар и около 40 % русских. Соответственно, русский и татарский языки являются в регионе самыми распространенными и используемыми для обучения в школах и вузах.

И вот, в ожидании подписания очередного Договора с федеральным центром, руководство Татарстана пошло по уже «проверенному сценарию», проведя несколько мероприятий с участием представителей зарубежной диаспоры и, как их теперь называют, «умеренных этнонационалистов». Причем сразу же была задействована и тема «повышения статуса татарского языка», вокруг которой сейчас в республике разгораются серьезные политические страсти.

8 апреля 2017 года в Казани состоялся курултай (съезд) старейшей национал-сепаратистской организации ВТОЦ‌*, собравший из российских регионов порядка 200 делегатов и выдвинувший в адрес федеральной власти, что называется, максимальные требования (по принципу «проси больше - глядишь, что-нибудь дадут»). Среди них выделим следующие.

Первое. Подписание нового Договора (по образцу 1994 года), учитывающего результаты референдума о государственном статусе Татарстана 1992 года, где... республика именуется «суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированным с РФ» .

Второе. 70 % доходов должно оставаться в республике и 30 % отчисляться в федеральный центр.

Третье. Необходимость «введения второго государственного языка в России - татарского» , так как порядка 2/3 татар проживает не в Татарстане, а в других субъектах Федерации. (Плюс - возможность сдавать ЕГЭ на татарском языке.)

Напомним, что ВТОЦ‌* периодически проводит мероприятия в «защиту родного языка», а в феврале 2016-го организация собрала конференцию «Татарский язык как государственный в республике Татарстан. Почему не получилось за 25 лет?», где резко критиковалась «языковая политика» местной власти.

По мнению казанских экспертов, несмотря на то, что некоторые представители националистических организаций в последние годы привлекаются к уголовной ответственности (за экстремистские действия и призывы к сепаратизму), власти республики по-прежнему используют этнонационалистов в качестве «политического инструмента для разговора с федеральными властями» . И состоявшийся курултай ВТОЦ‌* с участием околовластных экспертов - яркое тому подтверждение.

Через некоторое время руководство Татарстана, продемонстрировав Москве крайнюю позицию националистических сил, инициировало несколько крупных мероприятий с уже более умеренными требованиями.

22 апреля 2017 года был собран III съезд народов Татарстана, объединивший более 700 делегатов и обратившийся (в своей резолюции) в адрес федеральных властей с двумя предложениями. Во-первых, «сохранить наименование должности Президент Республики Татарстан» (Татарстан на сегодня остается единственным регионом России, где так именуют главу республики). И, во-вторых, «в связи с истечением срока Договора... проработать формы урегулирования возникающих вопросов, касающихся разграничения полномочий между федеральным центром и Татарстаном» .

Обратим внимание на то, что два предыдущих съезда народов республики прошли в 1992 и 2007 годах, то есть незадолго до подписания Договоров.

Уже в июне 2017 появилась информация о том, что очередной договор между Москвой и Казанью подписан не будет. При этом некоторые эксперты среди причин неподписания называли позицию нынешнего первого замруководителя администрации президента С. Кириенко, который, занимая в 2000–2005 гг. пост полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе, отвечал за «приведение законодательства Татарстана в соответствие с федеральным» . При этом считается, что этот процесс тормозил тогдашний президент республики М. Шаймиев, ссылаясь на Договор 1994 года.

Несмотря на то, что некоторые представители политического истеблишмента Татарстана (к примеру, сенатор от республики О. Морозов) считают, что «договор с Москвой уже не имеет сакрального значения» , последовала бурная реакция части региональной элиты, заинтересованной в продолжении договорных отношениях с Центром и получившей в свое время от этого определенные политические и экономические выгоды.

Так, в конце июня 2017 в интервью газете «Вечерняя Казань» бывший политический советник М. Шаймиева, директор Института истории АН Татарстана Р. Хакимов (считающийся одним из идеологов ВТОЦ‌*) возмущался провалом кампании по лоббированию перезаключения договора: «Они совещаются в нашем аппарате президента, а надо сидеть в Москве, и Госсовет Татарстана шевелиться должен! Мы, продвигая договор, с 2005-го из Москвы не вылезали...»

11 июля Госсовет республики «зашевелился» и выступил с обращением к президенту РФ В. Путину с двумя «сакральными» просьбами: сохранить за главой региона право именоваться «президентом» и продлить договор как «важный фактор сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» .

В этой ситуации неожиданно возникшее обсуждение вопроса об уровне преподавания русского языка в национальных республиках стало удобным поводом со стороны националистов и части элиты Татарстана продолжить «торг с Москвой».

21 июля 2017 года в Йошкар-Оле прошло заседание Совета по межнациональным отношениям, где президент РФ В. Путин обратил внимание на продолжающиеся уже многие годы нарушения при преподавании русского языка в национальных республиках: «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского [языка] государственного, межнационального общения... Языки народов России - это неотъемлемая часть самобытной культуры народов России, изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное» .

Обратим внимание на то, что о подобных нарушениях, известных по многочисленным жалобам родителей школьников в основном из Татарстана и Башкирии, говорилось (и как оказалось, безуспешно) на предыдущем заседании Совета в 2015 году.

В ответ на этот очередной месседж федеральной власти в Татарстане началась бурная общественная дискуссия о... «сохранении татарского языка» .

2–6 августа в Казани прошел VI съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ), собравший более 1000 делегатов и гостей из более чем 70 российских регионов и 40 стран мира. Напомним, что ВКТ был создан в 1992 году властями Татарстана для объединения (и использования в диалоге с Москвой) «умеренных» и подконтрольных ей националистов. В этот раз эта публичная площадка была применена для озвучивания неких «компромиссных предложений». На съезде вновь говорилось о «позитивной роли Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Татарстана» , о поддержке «сохранения в республике должности Президента» , о возможности «сделать татарский язык вторым государственным языком в России... и сдаче ЕГЭ на родном языке» .

Во второй половине августа стало известно мнение первого замглавы АП С. Кириенко о невозможности перезаключения Договора о разграничении полномочий с Татарстаном: «Сейчас не по договорному типу строится государственность... все нормы [договора] уже имплементированы в действующее законодательство... Не нужно возвращаться, дергать эту тему» . Чуть позже появилась информация о том, что в Москве пошли лишь на сохранение поста президента Татарстана до 2020 года, когда заканчивается срок полномочий нынешнего главы республики Р. Минниханова. А вопрос о продлении договора был окончательно закрыт.

В конце августа президент РФ В. Путин поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору проверить соблюдение прав россиян на «добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков [национальных] республик» . И довести «объем изучения школьниками в регионах русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки» . В Татарстане начались проверки.

В то же время за последние два месяца в республике прошла целая серия акций, позволяющая говорить об организации пропагандистской кампании против федерального центра.

Во-первых, по мнению экспертов, среди чиновников республики наблюдался явный саботаж указаний президента РФ.

Во-вторых, теме «защиты национального языка» были посвящены многочисленные материалы экспертов и местных политиков, а также разнообразные петиции и опросы в интернете. В то же время многочисленные законные требования родителей дать возможность школьникам «изучать русский в полном объеме», а «татарский - на добровольной основе», трактовались в республиканских СМИ как «борьба за запрет и вытеснение татарского языка» .

В-третьих, начались митинги и пикеты с участием националистов, в том числе с требованиями «отправить в отставку» федеральное правительство и руководство регионов.

21 сентября во время выступления с ежегодным посланием Госсовету Татарстана президент республики Р. Минниханов довольно сдержанно высказался относительно непродления договора о разграничении полномочий с Москвой, указав на то, что регион и при новом формате отношений «в полной мере пользуется широкими возможностями, имеющимися в РФ» . Тогда же Р. Минниханов заявил о необходимости «обеспечения высокого уровня знания и владения русским языком» в республике.

Фактически проверки по «языковому вопросу» начались в регионе только после 27 сентября, когда Татарстан посетил генпрокурор РФ Ю. Чайка. Школы стали получать из районных прокуратур предписания по «устранению нарушений требований федерального законодательства об образовании» , включая «исправление учебных планов в сторону увеличения русского языка» и изучения татарского «на добровольной основе» .

Между тем пропагандистская кампания в защиту обязательного изучения в школах татарского языка набирала обороты. Письмо президенту РФ В. Путину, генпрокурору Ю. Чайке и главе республики от 60 писателей Татарстана (среди них - основатель Татарской партии национальной независимости «Иттифак» Ф. Байрамова)... Обращение к президенту РТ Р. Минниханову от делегатов прошедшего в Берлине III форума татарской молодежи Европы...

14 октября прошло два крупных мероприятия, где кроме «вопроса о национальном языке» была также затронута тема о «необходимости продления договора между республикой и федеральным центром» . В Казани состоялся традиционный митинг, посвященный Дню памяти павших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, собравший около 400 представителей национальных движений из Татарстана, Марий Эл, Чувашии и Мордовии. После митинга его участники провели учредительное собрание Координационного совета (КС) народов Поволжья и Урала, провозгласившего «восстановление прав национальных систем образования» .

Обратим внимание на то, что заявила избранная в КС, как ее именуют, «бабушка татарского национализма» Ф. Байрамова: «Надо требовать отмены поручения Путина в Йошкар-Оле!.. Во время выборов не нужно выбирать ни Путина, ни «Единую Россию». Надо так и написать [в резолюции собрания]: ...нерусские народы России призывают не выбирать такого президента, который против нашего языка... Лучше «Яблоко» .

При этом на данной встрече от муфтия Кировской области З. Галиуллина можно было услышать о необходимости «собрать Конгресс народов России» , а также о том, как «Московское княжество грабит всю страну» . Все эти тезисы были включены в резолюцию Координационного совета (следующее заседание которого запланировано на 6 ноября, День Конституции Татарстана).

Отметим, что на 4 ноября (День народного единства, отмечаемого, в том числе, и «Русскими маршами») русскоязычные родители и общественные организации планируют Республиканское родительское собрание, посвященное вопросу о «добровольности изучения татарского языка» .

Таким образом, можно предположить, что в Татарстане накануне начала президентской кампании 2018 года пытаются спровоцировать крупный, как его называют, этнолингвистический, а точнее, межнациональный конфликт. И выборная тематика здесь играет вовсе не последнюю роль.

22 октября в группе «Татары за Собчак» соцсети «ВКонтакте» было опубликовано Открытое письмо к «будущему кандидату в президенты России К. Собчак» , где содержится просьба «заступиться за наш родной татарский язык» , а также за «башкирский, чувашский, якутский, марийский и многие другие языки РФ» .

То есть татарские этнонационалисты уже напрямую адресуются к оппозиционным либералам, с которыми у них есть такие общие темы, как «свержение путинского режима» и «отдача Крыма Украине». Напомним, также и о контактах белоленточников с местными националистами и исламскими радикалами во время протестной кампании 2011–2012 годов.

Во второй половине октября Всемирный конгресс татар (ВКТ) заявил «решительный протест против абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка в республике» .

Заметим, что в данном случае подспудно была оглашена позиция руководства Татарстана, пытающегося не допускать открытых резких высказываний в адрес федерального центра. Так, председателем Исполкома ВКТ является депутат Госсовета Р. Закиров. А вице-премьер Татарстана В. Шайхразиев возглавил Национальный совет конгресса (Милли шура), созданный на вышеупомянутом VI съезде ВКТ. Таким образом, республиканские чиновники по-прежнему используют «умеренных» националистов. Но, как предполагают эксперты, реальное руководство ВКТ, а значит, и частью татарстанской элиты, осуществляется с зарубежных терминалов.

К концу октября в развивающейся пропагандистской кампании уже принимало участие Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана, объявившее о запуске учебной программы («Мы - татары») по изучению татарского языка в мечетях республики. В интернете возникло письмо порядка 250 преподавателей татарского языка и литературы к депутатам Госсовета РТ... А также «Обращение татар Российской Федерации» (от лица более 40 представителей национальной интеллигенции), адресованное высшему руководству и депутатам Госсовета республики и собравшее за несколько дней около 13 тысяч подписей.

Данный текст можно рассматривать как некий ультиматум влиятельной части региональной элиты в адрес действующей власти. Здесь говорится, к примеру, следующее: «Ваше решение - наш последний рубеж. В зависимости от того, каким оно будет, вы получите нашу поддержку или отчуждение. Наши пути разойдутся, когда «заинтересованные» люди придут за «Татнефтью», «ТАИФом» или за некоторыми руководящими персоналиями. Вас некому будет поддержать...»

Обратим внимание, что в обращении называются крупные компании, имеющие прямое отношение к Р. Минниханову (председатель совета директоров «Татнефти») и сыну бывшего президента Татарстана Р. Шаймиеву (которому принадлежит более 11 % холдинга «Татаро-американские инвестиции и финансы»).

Необходимо отметить, что реакция на данное обращение, в котором региональная власть обвинялась в молчании и бездействии по отношению к учителям и директорам школ, была стремительной.

Буквально на следующий день, 26 октября, на заседании Госсовета РТ президент республики Р. Минниханов, отчасти понимая «рукотворность» надвигающейся на него катастрофы, устроил региональной прокуратуре и некоторым чиновникам настоящий разнос: «Работа над этим идет. И не надо ее политизировать... Сейчас уже оппозиционные как бы структуры пытаются быть сторонниками татарского языка, чтобы был раздрай между русскими и татарами... Мы вернулись в 90-е годы... К сожалению, получилось, что виноватыми остались директора школ... К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я с ними должен организовывать выборы. В преддверии выборов разве можно такие вещи делать?.. Или специально это так делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту В. Путину?»

Некоторые эксперты предполагают, что среди организаторов мощной антироссийской кампании, задевающей положение нынешних глав Татарстана и Башкирии, может стоять окружение прежних руководителей этих регионов, соответственно, М. Шаймиева и М. Рахимова, пытающихся отстоять свои «завоевания 90-х годов». А также местные национал-сепаратисты, которых власть не может уже так плотно контролировать, как ранее. Называются также зарубежные диаспоры, связанные с лидерами «Меджлиса крымско-татарского народа» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и их кураторы, заинтересованные в разрушении российской государственности. Напомним, что в 2014 году нынешнее руководство Татарстана (безуспешно) пыталось сыграть роль посредника, склоняя М. Джемилева и Р. Чубарова к переговорам с российскими властями. И определенная «заслуга» в срыве этих переговоров принадлежит западным спецслужбам.

Что же выясняется во время публичных «дискуссий об языке» в СМИ и прокурорских проверок в Татарстане относительно нарушений в отношении общероссийских образовательных стандартов?

Региональный закон 1992 года декларирует, что в общеобразовательных учреждениях татарский (как «государственный язык Татарстана», согласно конституции республики) и русский языки изучаются в обязательном порядке и равных объемах. В 2008 году бывший тогда президентом Татарстана М. Шаймиев выступал против «новых образовательных стандартов, где отменялся национальный и региональный компоненты» , заявив, что «изучение татарского языка будет вестись в прежнем объеме» .

Однако в 2011 году представители Общества русской культуры Татарстана направили письмо президенту РФ (тогда этот пост занимал Д. Медведев), где утверждалось, что в республике «дети за весь период обучения получают вместо 1200 всего 700 часов русского языка» . Заметим, тогда в регионе на замечания из Москвы практически не отреагировали.

В результате к 2017 году во многих школах республики за счет изучения двух самостоятельных предметов «Татарский язык» и «Татарская литература» количество часов, отведенных на русский язык, оказалось в 1,5–2 раза меньше. И только во время нынешних прокурорских проверок правительство Татарстана приняло решение «о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых Минобрнауки РФ» .

При этом, как проговариваются сами казанские историки и эксперты, «в городской местности на литературном татарском разговаривает только треть семей, две трети - на русском» . А с 2002 по 2010 годы «количество знающих татарский язык в РФ уменьшилось примерно на 1 млн человек» .

Добавим, что еще в 2013 году во время подготовки единого учебника истории между центральной и региональной властями возникли серьезные разногласия относительно трактовки периодов, связанных с существованием Золотой Орды. В результате татаро-монгольское иго было названо «системой зависимости русских земель от ордынских ханов» . Тогда же в некоторых вузовских учебниках по истории Татарстана можно было встретить описание «оккупации Казанского ханства в 1552 году Московией» .

В 2015-м Госсовет Татарстана выступал против федерального законопроекта, вводившего «базовые учебники» в России, а также образовательной концепции, пре дусматривающей «преподавание основных школьных предметов на русском языке» . И к 2017 году тема «суверенного самостоятельного государства Татарстан» (стоящего в одном ряду с Турцией, Францией, Великобританией и Россией) уже активно развивалась в отдельных школьных пособиях по татарскому языку, используемых в обучении, несмотря на запрет Минобром РФ.

Эксперты обращают внимание на то, что в результате такого произвола региональных властей «в Татарстане и других республиках, например, в Якутии и Чувашии, в течение 25 лет шло формирование этнического сознания, формирование у носителей этих языков сознания республиканской гражданственности...»

Как такая политика соотносится с декларируемой элитой Татарстана поддержкой «курса руководства РФ... по реализации Стратегии государственной национальной политики и... формированию общероссийской гражданской идентичности» ? И какие еще «мины замедленного действия» под территориальную целостность России закладываются в некоторых национальных республиках недальновидными и провокационными решениями части местной элиты (и ее зарубежных партнеров)?

Министерство образования и науки Татарстана должно сделать акцент на обеспечении высокого уровня знаний и владения русским языком. Об этом в ежегодном послании Госсовету заявил президент республики Рустам Минниханов. Заявление примечательное — еще пару месяцев назад глава вышеупомянутого ведомства Энгель Фаттахов заявлял, что в регионе нет проблем с изучением русского и татарского языков.

Архивное фото

Изучение татарского языка в общеобразовательных учреждениях республики является обязательным, поскольку в Конституции Татарстана за русским и татарским языками закреплен статус государственных. При этом в последнее время родители учеников отдельных классов стали инициировать коллективные обращения к руководству как учебных заведений, так и министерств образования России и Татарстана, а также прокуратуры, в которых речь шла либо от отказе от уроков татарского языка, либо о сокращении часов, отведенных на изучение предмета. Многие родители жалуются на недостаточное количество уроков по изучению русского языка.

Разумеется, это рождает ответную реакцию, которая сводится к тому, что "раз вы живете в Татарстане, то обязаны знать татарский". Но эта реакция, скажем так, неформальная. Формальная же заключается в том, что чиновники признают недостатки в преподавании татарского языка, прежде всего по причине нехватки кадров и достаточно сложной программы, что является следствием не слишком удачной проработки методики преподавания. В то же время в профильных ведомствах республики отмечают, что результаты ЕГЭ по русскому языку в Татарстане являются одними из лучших в России.

Следовательно, проблемы нет? Если судить по заявлению министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова, нет.

"У нас все нормально. Мы федеральные стандарты выполняем, ничего не нарушаем. По Конституции РТ у нас два государственных языка. На мой взгляд, президент России не имел в виду Татарстан", — заявил министр в июле этого года. Так он прокомментировал выступление президента России Владимира Путина на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле. Тогда президент заявил о недопустимости принудительного изучения неродных языков.

Владимир Путин подчеркнул на заседании совета, что русский язык — "естественный духовный каркас" страны, и знать его должен каждый. "Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации", — подчеркнул Путин.

Судя по сегодняшнему выступлению Рустама Минниханова, заявлениями "у нас проблем нет" вопрос закрыть не удалось. "Особого внимания требуют вопросы языковой политики. При сохранении приоритетов изучения государственных и родных языков министерству образования и науки республики надо сделать акцент на обеспечение высокого уровня знаний и владения русским языком", — сказал Минниханов.

Вместе с тем, по словам главы республики, необходимо совершенствовать методику преподавания татарского языка как государственного языка Татарстана, а также подготовку и переподготовку учителей. В целом при изучении языков, по его мнению, следует развивать прежде всего коммуникативные навыки.

"Эти задачи неоднократно ставились перед министерством образования и науки республики. Однако эффективность проводимой работы по-прежнему невысока и вызывает обоснованные нарекания граждан. Министерству, как центру ответственности, следует сделать соответствующие выводы и принять необходимые меры", — подчеркнул Минниханов.

По случайному совпадению или нет, но в день выступления президента Татарстана перед Госсоветом в социальных сетях начали распространять заявление, которое приписывают Энгелю Фаттахову. Якобы на одном из совещаний в министерстве он заявил, что "у нас государственный язык татарский, поэтому в следующий раз совещания будут на татарском языке".

"Так же и по служебным вопросам заходя ко мне, говорите по-татарски. Если не знаете татарского, то просите своих подчиненных Вам на бумажке написать текст, зайдете и прочитаете", — продолжил свою речь министр.

Вот только новость об этом появилась в прессе республики еще пять лет назад, когда Фаттахов только занял пост министра образования. И были эти слова произнесены в самом деле или нет — неизвестно, ссылались на "анонимный источник".

Хотя, в общем, сегодняшнее заявление президента Татарстана оснований для разночтений не оставляет. Не очень, правда, понятно, каким образом планируется исправлять ситуацию , которая складывалась годами. И как скоро это будет сделано.

Глава Комитета русскоязычных родителей Татарстана Эдуард Носов и лидер Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов после выступлений республиканских властей на сессии Госсовета Татарстана направили обращение на имя президента России Владимира Путина . В нем они просят его вмешаться в ситуацию и не допустить "откровенных угроз миру и согласию в регионе и в целом в России". Информация об этом опубликована в соцсетях организаций.

Вчера на сессии Госсовета Татарстана президент республики Рустам Минниханов , что татарский язык будет преподаваться два часа в неделю и что такие договоренности достигнуты с федеральным центром. Республика ожидает, когда изменения внесут в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ситуацию с изучением татарского языка в Татарстане к компетенции властей республики.

Авторы письма к президенту России задаются вопросом: "С кем из ваших, Владимир Владимирович, чиновников "договаривается" региональная власть Республики Татарстан, чтобы выполнять ваши поручения в ином понимании, чем они предельно конкретно написаны"?

"Одновременно со стороны региональных провластных СМИ и различных татарских национал-сепаратистских интернет-ресурсов, стремительно набирающих популярность, начались информационные вбросы, откровенно разжигающие межнациональную ненависть к "угнетателям" татар", - отмечают авторы в письме.

Так, они отмечают, что в сети используется хештег #ОстановитеЯзыковойГеноцид (и англоязычный вариант). Большую часть письма авторы описывают плакаты.

"Изображен юноша в зеленой тюбетейке (национальный татарский цвет), некая рука вытягивает из него язык вверх, так, что голова сильно запрокинулась назад, а в другой наготове резать ножницы. Из глаза юноши в форме мусульманского полумесяца скапывает слеза", - отмечают они.

При описании другого плаката они отмечают, что мальчику на нем "подправлен татарский разрез глаз".

"И, наконец, плакаты с явными призывами к неповиновению, к татарской национальной революции, как, например, на одном из них, отображающем сюжет Французской революции, группа детей организованно рисует яркую надпись на стене дома "ТАТАР ТЭЛЕ" ("татарский язык") повыше гораздо менее броской надписи "PAIX" ("мир" - франц.)", - указывают авторы.

Кроме того, авторы сетуют на том, что их и других, выступающих против обязательного изучения языка, "выставляют на всех этих ресурсах и в СМИ как ненавистников татарского языка и татар, желающих искоренить этот предмет из регионального образования". Хотя на деле, отмечают авторы, они лишь хотят уберечь своих детей от "агрессивно навязываемого в непомерных объемах и по ужасным методикам предмета "татарский язык"".

"Однако эти русские и русскоязычные организации и сообщества безапелляционно зачислены наряду с "федералами" во "враги татарского языка и татарского народа". При этом педалируется и образ "героев-защитников татарского языка"", - уверены они.

Они также отмечают, "своеобразное отношение регионального руководства к силовым структурам федерального подчинения". Имея ввиду слова президента Татарстана на предыдущем заседании, где он якобы был не доволен работой прокурора Татарстана Илдуса Нафикова.

"Мало того, что уравнивать "русских" и "татар" в разжигании - просто цинично, глава региона регулярно называет прокурора Нафикова "прокурором республики", позиционируя его чуть ли не как своего подчиненного, а на предыдущем заседании публично стыдил за его работу по выполнению ваших поручений, прозрачно намекая с госсоветником Шаймиевым на то, как "с вами дальше работать?"", - отмечают авторы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Энгель Фаттахов заранее сказал Юрию Чайке твердое нет: татарский язык остается обязательным для всех предметом в школах республики

«Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык добровольно или не изучать его совсем», — на подобные сообщения, массово распространяемые через мессенджеры и соцсети, отреагировали власти РТ, заодно ответив и на документ, опубликованный на сайте Кремля. Прокуратура РТ пока не получала задания из Москвы о соответствующих проверках. Но, похоже, если политики и эксперты не сядут за стол переговоров, «лобовое столкновение» неизбежно.

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — вице-премьер и глава минобразования РТ Энгель Фаттахов — выступает последовательно / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИЗЫВЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПРОТИВОРЕЧАТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

Татарстанские власти прервали молчание по вопросу об обязательном изучении татарского языка в школах республики, продолжавшееся с момента поручения президента РФ в адрес российской генпрокуратуры, обнародованного 28 августа. Согласно ему ведомство Юрия Чайки до 30 ноября должно проверить обеспечение изучения «родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)». Аналогичного рода требование выдвинуто и главам регионов, срок доклада — до 1 декабря.

И вот вчера вечером минобрнауки РТ на своем сайте опубликовало «Разъяснение министерства образования и науки Республики Татарстан по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан». Поводом стало распространение в социальных сетях и мессенджерах призывов к отказу от изучения татарского языка в образовательных учреждениях.

Ведомство Энгеля Фаттахова непреклонно. «В качестве государственного языка Республики Татарстан Конституцией Республики Татарстан (статья 8) и законом Республики Татарстан „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ устанавливается наряду с русским татарский язык. В соответствии с федеральным законодательством законами РТ „Об образовании“ и „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ предусмотрено его изучение как государственного языка Республики Татарстан в сфере общего образования», — говорится в разъяснении минобрнауки Татарстана.

После этого вновь приводится известное постановление Конституционного суда России от 2004 года, согласно которому изучение в общеобразовательных учреждениях русского и татарского языков как государственных языков в Республике Татарстан признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Соответственно, татарский язык как обязательный предмет подлежит изучению во всех общеобразовательных учреждениях РТ. Таким образом, распространяемые в социальных сетях призывы (и образцы заявлений) по отказу от изучения татарского языка противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся.

Таким образом, власти Татарстана продемонстрировали, что пока не собираются сдавать позиций в этом вопросе, несмотря на прямое поручение президента России Владимира Путина генпрокурору РФ.

В последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах Фото: kpfu.ru

«НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ЛОЖЬ»

Действительно, в последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере WhatsApp было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах. В нем, в частности, говорилось: «Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык в школах и детских садах добровольно или не изучать его совсем. Для этого нужно всего лишь написать заявление в свободной форме на имя директора школы или заведующей детским садом и зарегистрировать его у секретаря. Исполняя распоряжение президента России Путина В. В., они обязаны будут освободить вашего ребенка от обязательного изучения татарского языка. Распоряжение о добровольности изучения национальных языков входит в перечень поручений президента и находится на сайте Кремля... Исполнение контролируется Генеральной прокуратурой РФ и Рособрнадзором. И еще. Школьная администрация вводит в заблуждение (откровенно врет) об обязательном экзамене по татарскому языку в конце 9 класса. На самом деле это не экзамен, а ДОБРОВОЛЬНОЕ тестирование. Никакого отношения к ГИА, ОГЭ это не имеет и не является допуском к сдаче остальных экзаменов. Обязательны экзамены только по русскому языку и математике. Не ведитесь на ложь».

При этом участники сообщества «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» — аналогичных сейчас на просторах соцсетей немало — выкладывают в своей группе подробные инструкции, куда и к кому обращаться с заявлениями об отказе изучения татарского языка с образцами этих самых заявлений.

В ответ на это сообщение появилось другое, рассылаемое уже не в родительских, а в учительских чатах, которое разъясняло, что поручение президента России касается не государственных языков республик, а родных. «Путин говорил о родных языках, в Татарстане это чувашский, марийский, удмуртский и так далее. Есть школы, где эти языки преподаются, естественно, добровольно. Татарский язык — государственный и преподается как государственный. Об этом есть решение Конституционного суда РФ. Быть против культуры и языка целого народа — это бытовой шовинизм». Впрочем, авторы этой рассылки заблуждаются: в поручении на сайте Кремля речь идет как раз и про родной, и про государственный язык.

Именно для того, чтобы поставить точку в этом споре, а также остановить нарастающую истерию, по всей видимости, и появилось вышеупомянутое официальное заявление министерства образования Татарстана.


В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ НЕ ВСЕ ДОВОЛЬНЫ ЖЕСТКОЙ ПОЗИЦИЕЙ ЭНГЕЛЯ ФАТТАХОВА?

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — это вице-премьер и глава минобразования РТ Фаттахов, который выступает последовательно. Сразу же после известного заявления Путина в Йошкар-Оле он говорил журналистам, что никаких нарушений в республике нет: «У нас есть Конституция Республики Татарстан, есть закон о языках, закон об образовании, у нас два государственных языка: русский и татарский. Мы работаем по форме федерального стандарта, в этом плане у нас нарушений нет».

При этом во вчерашнем разъяснении ведомства Фаттахова присутствует и несколько двусмысленная формулировка: «На основании предложений межведомственной комиссии по реализации поручений президента Российской Федерации по итогам заседания совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, состоявшегося 20 июля 2017 года в городе Йошкар-Оле, премьер-министром Республики Татарстан А. В. Песошиным принято решение о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых министерством образования и науки Российской Федерации. Также прорабатываются иные меры по совершенствованию языковой политики в Республике Татарстан». Получается, что до этого в республике все-таки игнорировали рекомендации федерального минобрнауки? Кроме того, в случае увеличения объемов изучения русского языка возникает вопрос о дополнительных часах татарского языка — требование о равных объемах изучения заложено в татарстанский закон о языках.

Также обращает на себя внимание, что последнее решение принимает Алексей Песошин , для которого сфера языка и культуры не близкая. С одной стороны, он таким образом прикрывает вышестоящую инстанцию, сохраняя люфт для дальнейшего маневра. С другой, русская фамилия премьер-министра РТ в данном случае выглядит некоторым реверансом в сторону Москвы.

При этом, по словам информированных источников «БИЗНЕС Online», в казанском Кремле есть и недовольные жесткой позицией Фаттахова. В частности, называют имена руководителя департамента аппарата президента РТ по вопросам внутренней политики Александра Терентьева и непосредственно подчиняющемуся ему главы управления по реализации национальной политики Данила Мустафина , которые якобы пишут на самый верх записки, призывающие к компромиссу с Москвой. Один из собеседников газеты утверждает, что Терентьев давний сторонник того, чтобы дети не из татарских семей изучали татарский на добровольной основе.

А сторонники позиции Фаттахова продолжают апеллировать к п. 3 ст. 14 федерального закона «Об образовании», где сказано, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации может вводиться в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. В ФГОСе сказано, что учебные планы «обеспечивают <...> возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации». Принцип добровольности нигде прямым текстом не оговаривается, как и по другим предметам школьной программы. Значит, если и можно вносить изменения в эту систему, то только через принятие новых федеральных законов, которые должны пройти через Госдуму и Совфед.

Федеральное минобразования, напомним, заняло двойственную позицию. Министр Ольга Васильева так и не дала ясный ответ на вопрос, должны ли быть национальные языки обязательными для изучения. «Когда мы говорим о насильственном, недобровольном [изучении языка]... Хотя я думаю, что каждый случай надо рассматривать отдельно... Мне кажется, не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне. А татарский язык такой богатый. Поэтому надо рассматривать каждый отдельный случай. И мы это делаем», — сказала она, вспомнив и про вышеупомянутое решение Конституционного суда. Но рецепт «рассматривать индивидуально» на практике не очень-то и работает.

Последнее решение принимает Алексей Песошин, то есть премьер-министр Татарстана с русской фамилией оказывается главным проводником политики изучения национальных языков / Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕЛО ПОЙДЕТ ПО «БАШКИРСКОМУ СЦЕНАРИЮ»?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статуса-кво в отношении изучения татарского языка в школах признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу», и оно в конечном счете приведет к тому, что татарский язык будет изучаться только на добровольной основе.

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — напомним, что эти громкие слова президента России на июльском совещании в Йошкар-Оле были спровоцированы ситуацией в соседней республике. Там в одной из школ Уфы возник комитет по защите прав русскоязычных школьников, который пожаловался прокурору РБ Андрею Назарову на навязывание преподавания башкирского языка. Тот учинил проверку свыше трехсот школ Башкортостана, по итогам которой 25 мая вынес представление на имя главы республики Рустэма Хамитова . Суть претензий заключалась в том, что башкирский язык школы вносили в обязательную часть программы, причем кое-где в ущерб русскому.

Далее последовала череда заявлений самого Хамитова, а также министра образования и науки РБ Гульназ Шафиковой , не всегда последовательных, а иногда даже противоречащих друг другу. Там тоже поначалу делали акцент на разнице в правовом статусе башкирского языка как «родного» и как «государственного». Мол, часы родного языка действительно должны быть по выбору, а часы государственного — для всех. Но в итоге это не сработало. 22 августа на сайте прокуратуры РБ появилось разъяснение по этому вопросу: «В школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“). Таким образом, законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации». И далее: «Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся не допускается. За нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина предусмотрена уголовная ответственность по ст. 136 УК РФ». В итоге вопрос спустили на уровень школ: с родителей правдами и неправдами собирают заявления о том, что они хотят учить башкирский. Министр образования РБ Шафикова недавно отрапортовала, что 80% родителей заявления написали.

В прокуратуре Республики Татарстан «БИЗНЕС Online» сообщили, что в настоящее время задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу не поступило, проверки в данной сфере прокуратурой республики пока не проводятся. Тем не менее обострение, похоже, становится неизбежным. Пока что разворачивается конфронтационный сценарий — на уровне властей идет юридический спор с обменом «любезностями» через опубликованные на сайтах документы. На уровне общественности и родителей идет усиленная эмоциональная накачка, которая может небезобидно кончится. Казалось бы, всем давно ясна аксиома: вопросы языка и национальной политики настолько тонкие и чувствительные, что обращаться с ними нужно предельно деликатно. Не пора ли сторонам сесть за стол переговоров и прийти к компромиссу, не накапливая счет взаимных обид и недопонимания?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статус-кво в отношении изучения татарского языка признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу»
Фото: Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ВОПРОС О ЯЗЫКАХ — КАК ПОСЛЕДНЯЯ СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА ЗА СУВЕРЕНИТЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценивают сложившуюся ситуацию.

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:

— К сожалению, в данном разъяснении минобраза РТ ничего не говорится о поручении генпрокуратуры исследовать добровольность преподавания татарского языка в республике. Вопрос о языках для нашей региональной власти — это как последняя сталинградская битва за суверенитет. Не мытьем, так катанием до последнего будут стараться сохранить его преподавание — может быть, до тех пор, пока Путин по столу не постучит пальцем или брови не сдвинет. Но сколько веревочке ни виться, все равно придется что-то делать. А реакция минобраза понятна, потому что со стороны родителей распространяется информация, что можно отказываться от татарского языка. Они боятся, что сейчас будет шквал таких заявлений, а что с ними делать, они не знают.

Что будет дальше? Худший вариант — это то, что прокуратура РТ напишет ответ, что законодательство не нарушается, а со стороны министерства будет команда «закручивать гайки». А дальше все будет зависеть от родительского сообщества, группа в соцсети «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» за неделю в два раза увеличило число подписчиков, там все бурлит и кипит. Но интернет интернетом, а для того, чтобы родителям пойти на разговор с директором, это нужно личное мужество. На таких родителей, как правило, начинается давление, в том числе и со стороны других родителей, мол, вы «подставляете» весь класс и школу. Хотя с наиболее цепкими и принципиальными родителями директоры здороваются за руку, а детям разрешают валять «дурака» на уроках [татарского], а оценку потом «рисуют», чтобы только не поднимали бучу. Но таких родителей будет все больше и больше, и что-то с этим нужно будет делать.

Но, как я считаю, руководству республики упорствовать в этой ситуации нельзя. Думаю, упор сейчас нужно делать на носителей татарского языка, туда деньги вкладывать, а русские никогда не были носителями татарского языка и никогда ими не станут. Если бы преподавание татарского языка было добровольным, на позитиве, то может быть, процентов 20 русских знали бы язык, но сейчас, извините, насильно мил не будешь. Пять часов ненужного тебе предмета в неделю, да еще на грамматической основе, тебе преподается! В разъяснении минобраза пишется про совершенствование методик, но про них нам 20 лет говорят, и сейчас, как говорится, поздно пить «Боржоми». Но я хотел бы подчеркнуть, мы совершенно не против татарского языка, мы за добровольность изучения, пусть у татар он будет обязательным, но чтобы для русских оно было добровольным: хочешь учить — учи.

Ркаил Зайдулла — литератор и экс-главред журнала «Гаилә һәм мәктәп»:

— Думаю, что закон должен быть в приоритете. Есть Конституция Российской Федерации, есть Конституция Татарстана, есть решение Конституционного суда... Просто удивляюсь, что люди выступают против преподавания татарского языка, в Европе обычно изучают три-четыре языка, это естественно для них. А у нас почему-то население вообще против изучения других [нерусских] языков. Это насаждение имперского сознания, я считаю. Что русский народ великий, его язык великий и могучий, а другие языки — это якобы какие-то второсортные, это сознание еще действует. Думаю, что татарский язык должны изучать все граждане Татарстана. Но если давление Москвы будет усиливаться, то? думаю, нужно разделить школы по национальному, может быть, по конфессиональному принципу. Как делить детей из смешанных браков? Если человек по происхождению татарин, но считает себя русским, то ради бога: это зависит не от крови, а от культуры, самоидентификации. Если кто-то не хочет изучать государственный язык Татарстана, то, думаю, другого пути нет. Но это очень тонкая вещь. Мы же знаем, как в Молдавии и других странах война началась из-за языка, часть жителей там не хотела изучать молдавский язык, с пренебрежением к нему относилось. Важно не переступить эту тонкую грань.

Сам я родился в Чувашии, 18 лет жил там, и хотя я не изучал чувашский язык (сейчас в моей деревне преподают чувашский язык как государственный), я знаю чувашский язык до сих пор. С интересом читаю новинки чувашский литературы и чувствую себя комфортно, горжусь, что знаю чувашский язык. На моей малой родине все татары знают чувашский язык, а чуваши татарский, и прекрасно себя чувствуют. Надо интересоваться друг другом, знать культуру соседа — это прекрасно. Особенно не понимаю, когда татарские женщины выступают против: вчера только приехали из деревни в город, может быть, вышли замуж за русского, и считают себя больше русскими, чем сами русские, выступают против своего языка.

Рособрнадзор продлит проверку в школах Татарстана на добровольность изучения татарского языка. Как выяснили родители, ревизоры задержатся у нас до конца октября. Тем временем школы, выполняя прокурорские предписания, проводят родительские собрания. Их задача - ознакомить пап и мам с вариантами учебного плана и совместно выбрать удовлетворяющий всех вариант. Вчера корреспондент «Вечерней Казани» побывала на одном из таких собраний - для родителей девятиклассников в казанской гимназии №19.

В 18.30 актовый зал был заполнен наполовину. Сидевшие рядом с автором этих строк мамы учеников оживленно перешептывались: «И зачем нам этот татарский? Мой ребенок все равно в Москве поступать будет», - возмущалась одна. «Да пусть этот татарский останется, - махнула рукой другая. - Лишь бы после девятого нас из гимназии не выкинули. Завуч сказала, что будет только три десятых класса. В полном составе перейдут классы А и Б. А из нашего несколько человек всего возьмут...»

К микрофону вышел замдиректора Артур Галиахметов - и сразу перешел к делу.

Учебный план согласно закону «Об образовании» принимает сама школа. То есть никто, кроме нас... Почему мы вас позвали? Сегодня мы вас познакомим с учебным планом. В связи с изменениями, которые произошли. Посмотрите, татарский язык из учебного плана ушел, - показал он на плохо читаемый в освещенном зале слайд на экране. - Но пришел под другим названием - «Родной язык». Почему? Потому что в федеральных образовательных стандартах нет понятия «татарский язык» - есть понятие «родной язык»... Кстати, статья 14-я закона гласит, что регионы вправе вводить в образовательных учреждениях свои государственные языки. В Татарстане это русский и татарский.

Для кого-то он, возможно, чувашский, удмуртский, турецкий, китайский, для кого-то, может быть, и русский, - выдержал паузу замдиректора. - Но русский по ФГОС родным быть не может. Обратите внимание - уроки русского языка и литературы у нас по количеству не изменились.

Если русский язык не может быть родным и он в программе и так есть, тогда чего мы здесь собрались? - поинтересовался из зала солидного вида отец.

А если для моего ребенка родной китайский, вы предоставите ему одному возможность изучать китайский? - задал вопрос другой папа.

Должно быть заявление: «согласен/не согласен на татарский язык», а вы нам про «родной язык»! - возмутилась группа мам с передних рядов. Зал загудел.

По этому заявлению работаем не только мы - все школы, - попытался снизить градус замдиректора.

Неправда! В других школах предлагают на выбор четыре варианта учебных планов, - возразили родители.

Родители, давай не будем устраивать шум. Это не базар - это школа, - призвал к порядку Галиахметов. - Объясняю: это заявление нам нужно, чтобы вести образовательную деятельность. Я не заставляю вас написать «татарский язык» или «русский» - можете написать хоть какой язык. В любом случае большинство выбирает тот язык, о котором мы говорили, - татарский. Те дети, которые выберут другие языки, - по ним будем искать варианты. До сих пор сверху нам еще не спустили универсальное решение по тем, кто выбирает не татарский, понимаете? Пожалуйста, выбирайте русский - никаких проблем. Но русского в чистом виде не будет.

Повисла гробовая тишина: родители пытались осмыслить сказанное.

Если выберем татарский, тестирование сохранится (единое республиканское тестирование по татарскому языку для девятиклассников . - «ВК» )? - осторожно поинтересовалась одна из мам.

Тестирование не является пропуском на ОГЭ, оценка не идет в аттестат. Никаких проблем, - бодро заверил с трибуны представитель школьной власти.

Но она влияет на общую успеваемость, - скептически заметил отец солидного вида.

Так как ситуация изменилась, возможно, по ЕРТ тоже будут изменения, решение минобром еще не принято… Просто напишите заявления... А татарский у нас будет, просто в мягкой форме, - устало вздохнул Артур Галиахметов.

Покажите, пожалуйста, учебный план, - не сдавались родители.

Тут на авансцену вышел директор 19-й гимназии Андрей Талманов и опытной рукой управленца (до того, как возглавить в 2016 году гимназию, он занимал пост замруководителя аппарата исполкома Казани . - «ВК» ) повернул родительскую мысль в иное русло. Директор напомнил родителям, что они выбрали для своих детей «передовое учебное заведение, которое входит в топ-200 лучших школ России».

Поэтому у нас свой, индивидуальный учебный план, не первый, не второй и не третий. Это я вам точно говорю. У нас профессора занимаются с детьми… Уважаемые родители, вам сейчас надо думать не об уменьшении нагрузки татарского языка… Дорогие мои, вам надо думать вообще об успеваемости детей, профориентации, о десятом классе. Ситуацию в гимназии вы прекрасно знаете. У нас обучается полторы тысячи учеников, гимназия рассчитана на 900 мест. Я смогу сделать «сальдо-бульдо» только за счет вас, - по-голливудски улыбнулся родителям Андрей Талманов.

Затем он обратился к тем папам и мамам, которые склонялись к выбору родного русского: дескать, учителя-русоведы в гимназии уже сейчас перегружены - на одного педагога в среднем приходится 30 часов. И если гипотетически представить, что 132 часа татарского нужно будет заменить русским, то ему, «как и директорам еще двух тысяч школ республики», придется днем с огнем искать учителей русского языка.

На этом директор закрыл собрание, предложив родителям пройти в классы и заполнить розданные бланки заявлений.

Однако в классы пошли не все. Часть родителей направилась к выходу и принялась на улице обсуждать, стоит ли что-то подписывать. Одни паниковали, придавленные необходимостью выбора, другие шутили: «Надо "японский" написать. Пусть предоставят». «Русский» писать бессмысленно, они все равно скажут, что учителей не хватает, но есть безработные учителя татарского». «Что бы мы ни написали, будет татарский», - сделал вывод из всего происходившего все тот же отец солидного вида.

Тем временем редкое единодушие проявили в Бугульме руководство гимназии №7 и родители учащихся. На общешкольном собрании 23 октября они выбрали учебный план №2, рассчитанный на шестидневку, согласно которому родители могут сами формировать вариативную часть образовательной программы. «Мы выбрали английский, биологию, краеведение и проектную деятельность. Это обязательные предметы, по которым будут выставляться оценки, - рассказала «Вечерней Казани» мама ученика 6-го класса Надежда Ушанова. - В нашем классе изучать родной (татарский) никто не пожелал, но на факультативный татарский написали заявления несколько человек, причем не только татары». По словам родительницы, к такому консенсусу родители и администрация гимназии пришли после горячих дискуссий и многомесячной переписки с надзорными органами. Директор гимназии Анатолий Шалев, которого в соцсетях уже окрестили героем нового времени, от комментариев отказался.

Напомним, сейчас во многих школах Татарстана учебный план №3, в котором предусмотрено три часа того самого «родного языка» с оценками в дневнике.