Унитаз        27.01.2024   

Когда начали строить Кельнский собор? Строительство Собора - это чудо от начала до конца! На каком месте возводились храмы

В книжном магазине "Гиперион" историк инженерии и автор блога "Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов прочитал очередную лекцию об архитектуре "Что нам стоит храм поставить".

На примере Успенского собора Кремля, Собора Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого Айрат Багаутдинов рассказал слушателям о том, как в столице возводятся храмы. От историка инженерии гости узнали, где добыть белый камень и как изготовить кирпич. Конспект лекции читайте ниже.

    О первом Успенском соборе
  • Первый Успенский собор, выполненный в камне появляется совсем не таким, каким мы привыкли его видеть сегодня. Он был построен при Иване Калите. В 1326 году митрополит Петр закладывает Успенский собор. Как он выглядел, мы не знаем.

  • О том, как Кривцов да Мышкин ездили мерить Владимирский храм
  • Призвали мастеров-каменотесов, послали их во град Владимир видеть ту церковь и меру снять с нее. Разумеется, примером был выдающийся памятник владимирского зодчества – Успенский собор. И вот наши зодчие отправляются во Владимир на конях. Они проводят обмеры существующего памятника, копию которого собираются строить в Москве: "Видели храм Пречистой, удивились весьма красоте, величеству, измерили широту и высоту ее". После чего возвращаются в Москву и начинают подготовку строительной площадки.

    Софийская летопись нам рассказывает о том, кто же были строители этого храма: русские мастера Ивашка Кривцов да Мышкин. Они были, видимо, непосредственными производителями работ или бригадирами. Но все-таки подрядчиками были более высокопоставленные люди Василий Дмитриев да Иван Голова Владимиров. И между ними была распря, спор, в результате которого Василий Дмитриев отступился от наряда.


  • О том, каким злопамятным был первый русский архитектор
  • Василий Дмитриев – не случайная фигура. Это первый документально известный нам русский архитектор по фамилии Ермолин. Летопись названа Ермолинской, потому что есть предположение, что именно он и написал эту летопись, именно поэтому она вся написана немножко в обиженном тоне.

    Он был не столько архитектором-строителем, сколько архитектором-реставратором. Сначала Кремль. Теперь 1471 год – он занимается реконструкцией известной Георгиевской церкви в Юрьеве-Польском, которая тоже относится к середине XII века, обветшала к тому времени и была фактически перестроена.


  • О том, как измерить приоритет Москвы в аршинах
  • Кривцов и Мышкин руководят строительством собора. Но, видимо, годы монгольского ига сыграли свое. Кривцов и Мышкин не справились с такой ответственной работой. Надо сказать, они не буквальную копию сняли с Успенского собора во Владимире, а постарались сделать наш собор больше, чтобы утвердить приоритет Москвы над Владимиром, на полтора аршина, то есть почти на полтора метра размеры и в ширину, и в длину были больше. Храм рухнул.

  • О том, что похулили и что похвалили псковские эксперты
  • Иван Великий грозно наблюдает картину рухнувшего Успенского собора. И что же он приказывает сделать? Посылает гонцов в Рим за опытными мастерами и посылает во Псков за тамошними мастерами-каменотесами, которые тоже были достаточно опытными. Напомним, что псковских территорий почти не коснулось иго, и они сохраняли высокий уровень технологического развития даже при монголо-татарах.

    Приезжают псковичи и говорят Ивану Великому вот что. Похвалили дело, а вот известь похулили: жидко, говорят, вы растворяли, "ино не клеевито". Слишком много песка. Псковичи, говоря современным языком, провели экспертизу, но отказались от строительства. Поэтому мы стали ждать, пока в 1475 году к нам не приехал мастер-муроль Аристотель Фиораванти.


  • Об обрушении трудов Кривцова и Мышкина и об остром глазе Аристотеля
  • Факт его приглашения для строительства Успенского собора довольно странен. На родине он занимался исключительно инженерными работами. Он был родом из Болоньи, в 1455 году передвинул колокольню Церкви Марии Маджоре. С 1468 по 1474 год он служит при дворе герцога Жана Галеаццо Сфорца, который привозит Ренессанс в Ломбардию, который строит для себя известный дворец Кастелло Сфорцеско. Официально архитектором этого замка является известный итальянский зодчий Антонио Филарете.

    1475 год. Первое, что Фиораванти делает – велит разобрать существующий собор, точнее, остатки собора Кривцова и Мышкина, чтобы строить на его месте новый. Ту же церковь разбил таким образом: три дерева поставя (это похоже больше всего на треногу, с помощью которой вы иногда в походе разогреваете воду в чане), и концы их верхние совокупив воедино, и брус дубов обвесив на ужищи посреди их поперек, и конец его обручем железным сковал, и раскачивающее разбил. То есть это был просто таран на треноге, которым он и разбивал стены.

    Иные стены с испода подобрал, и, поленье подставляя, все на поленье поставил. По мере разбивания, разрушения одного слоя облицовочной кладки, он подставлял сюда деревянные поленья, которые продолжали нести нагрузку от этой стены. Когда эти поленья были поставлены по всему периметру, они их единомоментно зажгли. И когда все поленья одновременно обрушились, стена сразу потеряла опору по всему периметру и рухнула.

    И наконец он принимается за строительство. "Рвы же изнова копать повелел и колие дубовое бить". То есть он забивает сначала в землю сваи и потом поверх свай уже устраивает белокаменный фундамент.

    Дальше Фиораванти отправляется во Владимир. И это один из моих самых любимых моментов во всей Софийской летописи. "Ездил же во Владимир, смотрел Пречистую, похвалил дело и сказал: "Неких наших мастеров дело". Спустя более чем 300 лет Фиораванти разглядел в кажущихся нам совершенно русскими Успенском и Дмитриевском соборах руку ломбардских зодчих. Есть версия, что Барбаросса посылал зодчих именно из Ломбардии. Аристотель решил строить из плинфы.


  • Об архитектурных особенностях Успенского собора
  • В 1479 году церковь завершена: "Была же та церковь чудна весьма величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Колонны в Успенском соборе круглые, в отличие от колонн традиционного русского крестово-купольного храма.

    Церковь построена палатным образом. Традиционные для Руси, заимствованные из Византии крестово-купольные храмы в плане имели практически квадратную форму. И обычно центральный неф был несколько шире, для того чтобы над ним поместился главенствующий центральный барабан. Меньшие барабаны устанавливались по углам, как это было в Успенском соборе, либо их вообще не было, как в этом храме

    А что же было в Европе? В Европе в это время господствующим видом храма является базилика – это храм, состоящий из трех или более нефов. Зальный тип храма – несколько нефов, также разной ширины, центральные шире, а боковые уже, но высота их одинаковая. В этом была главная особенность. Именно таким храмом зального типа и стал Успенский собор, что было совершенно нехарактерно для Руси.


  • О возрождении крестовых сводов при строительстве Успенского собора
  • Самый типичный для Руси свод – цилиндрический, или коробовый. Он, по сути, представляет собой арку, вытянутую в длину. Другие популярные своды строятся, так или иначе, на сочетании, на каком-то пересечении коробового свода.

    Еще один распространенный, достаточно привычный нам свод – крестовый: два пересеченных полуцилиндра. И свод сомкнутый – это тоже два пересеченных цилиндра на самом деле, просто у них отрезано все лишнее, а сегменты двух цилиндров образуют те самые четыре лепестка, смыкающиеся в одной точке.

    Успенский собор становится первым храмом после долгих столетий, в котором снова используются крестовые своды, а не более простые коробовые, которые стали повсеместно строиться во времена монгольского нашествия.


  • О новшествах, примененных при строительстве Успенского собора
  • Успенский собор – это первый собор, в котором применяются после долгого перерыва крестовые своды, в которых использованы металлические, а не деревянные анкера для погашения горизонтального распора, в которых используется кирпич, хороший известково-песчаный раствор, ровная гладкая забутовочная кладка, в которых используются сваи в качестве оснований, то есть применяются методы механизации во время строительства и много чего другого.

  • О кирпиче неясного происхождения и появлении более вязкой извести
  • Первая зафиксированная постройка из кирпича в Москве относится к 1473 году, то есть за два года до описанных событий – это палаты митрополита Геронтия. Но как тогда получали кирпич, непонятно. Заводов-то не было. По крайней мере, они не описаны ни в одном источнике.

    А вот первый завод, зафиксированный документально, строит именно Аристотель Фиораванти. "Известь же густо мотыгами повелел мешать, и когда на утро засохнет, то ножом невозможно расколупить". Фиораванти вводит технологию очень качественного гашения извести, для того чтобы увеличить ее вяжущие свойства.


  • О том, как белом камне и местах его добычи
  • Когда-то на территории Московского государства шумело море. Это море сейчас называется Мячковское. Такое имя оно получило уже в XX веке по названию сел – Нижнее и Верхнее Мячково, где добывался камень, известный как мячковский известняк.

    Там, где находится Владимир, Суздаль, известняк залегает достаточно глубоко – 400 метров. Конечно, по тем временам невозможно было докопаться до такой глубины, поэтому его добывали там, где это было сделать проще, где идет горизонтальная полоска. В этом месте известняк выходит на поверхность. Это как раз Подмосковье: Пахра, Мячково, Подольск, Звенигород, Волоколамск.

    Белый камень отсюда вывозили еще в незапамятные времена, когда и Москвы, возможно, еще не существовало.
    Его могли добывать закрытым и открытым способом. В частности, на каменоломнях "Сьяны".


  • О знаменитых постройках из мячковского известняка
  • Из подмосковного мячковского известняка сложено большое количество известнейших построек на территории Северо-Восточной Руси. Это и Храм Покрова на Нерли, это и Дмитриевский собор во Владимире, это и Рождественский собор в Суздале. И когда-то наш белокаменный Московский Кремль тоже был сложен из него.

  • О способах добычи известняка и плюсах его использования
  • Это легкий материал, мягкий, а значит, его легко добывать. Добывали просто с помощью кирки и лома. Он служит в качестве естественной гидроизоляции – не пропускает воду, как это ни парадоксально. У него хорошая морозоустойчивость. Он не впитывает воду, а значит, в отличие от кирпича, не может разрушаться зимой, когда эта вода в нем замерзает и увеличивается в объеме.

  • О Соборе Василия Блаженного и его предшественниках
  • Правильнее будет его называть храм Покрова Пресвятой Богородицы. Памятник в честь взятия Казани. Собственно, обратимся к летописи: "Той же осенью, 54-й год на дворе, царь Иван Васильевич повелел поставить храм Пречистой царицы Богородицы честного и славного ее Покрова с приделами о казанской победе".

    Для нас важно вот такое замечание: "А прежде сего на тех же местах бывае церкви надо рвом". То есть храм построен не сразу таким, а сначала он построен как однопрестольный храм Покрова Божией Матери, то есть не девять церквей, а один деревянный маленький храм. Рядом с ним стояли еще церкви, а как вы, наверное, знаете, если вы сносите церковь, то тогда на место, где находился ее освященный престол, надо ставить либо крест, как часто видим, когда едем по окраинам России, либо ставить другую церковь.

    Отсюда и берется этот многопрестольный храм Покрова на рву, девять храмов построены на месте прежних деревянных храмов и центральный храм Покрова в честь казанской победы. Почему храм в честь казанской победы – казанское взятие случилось с 1 на 2 октября. На эту дату тогда пришелся день Покрова Божией Матери. Решено, что негоже в честь такого события закладывать деревянную церковь, и нужно перестроить в камне.


  • О спорах вокруг личностей Бармы и Постника
  • Долгое время не было известно, кто эти люди. В конце XIX века один из исследователей истории храма Василия Блаженного находит летопись XVII века, в которой называются имена. Это был первый источник, в котором назывались имена строителей "по реклу Постника и Барму". И с тех пор, как Кузьмин этот источник нашел, не останавливаются споры, кто же это такие: Постник и Барма. Были ли они разными людьми или одним человеком. Кто-то из них, может быть, итальянец. В общем, до сих пор нет четкого понимания, кто же строил.

    Тем же исследователем была обнаружена еще одна летопись, пискаревский так называемый летописец, где уже несколько иная формулировка встречается: "А мастер был Бармас товарищи". Никакой Постник уже здесь не упоминается. Это внесло еще большую сумятицу в дело о разгадывании авторства храма Покрова на рву.

    Если про Барму нам неизвестно вообще ничего, кроме этих двух летописных упоминаний, то про Постника мы знаем немного больше. Человек по имени Постник Яковлев в 1556 году посылается в Казань для строительства Казанского кремля взамен разрушенного татарского, который был дерево-земляным. Это странно. С 1555 года начинает строиться собор, и вдруг в 1556-м его отсылают в Казань. Как же он мог быть строителем собора? Некоторые исследователи тут находят компромиссную версию. Они говорят, что, может быть, он начал строить, дальше дал задание своим людям строить, а сам поехал в Казань. Может быть, а может быть, и нет.


  • О том, как непривычно собор выглядел прежде
  • В 1559 году на день Покрова, 1 октября, были освящены приделы. Собор был построен в традиционной цветовой гамме для зодчества времен Ивана Грозного, то есть он был побелен и имел золоченые купола, а современный облик он обрел уже во времена Алексея Михайловича. Колокольня сейчас совсем не такая шатровая колокольня, также характерная для времен Алексея Михайловича. Изначально она была как псковская звонница, что подсказывает нам на причастность псковских мастеров к строительству.

    Еще одна потеря – когда-то у основания центрального шатра Покровского храма были такие маленькие свечки, маленькие куполки, которые были утрачены впоследствии, к сожалению. Их решено было не восстанавливать при реставрации.


  • О девяти столпах и едином подклете Собора Василия Блаженного
  • Храм Покрова на Рву состоит из девяти отдельных храмов на самом деле. Центральный столп является храмом Покрова на Рву в честь казанского взятия. Еще четыре храма расположено по сторонам этого своеобразного квадрата, и четыре чуть меньше располагаются в углах. Многие из них освящены в честь святых, празднование которых приходилось на какие-то крупные события, связанные с продолжавшейся полгода осадой Казани.

    Столпы соединены кирпичной галереей. Где-то кирпичная галерея накрыта просто коробовым сводом, а где-то – инженерным чудом – плоским перекрытием.

    И последняя инженерная деталь – все девять столпов опираются на единый подклет, как это называется у храма, но нам интересен даже не единый подклет. В подклете достаточно массивные стены, чтобы держать нагрузку. То есть подклет вместе с фундаментом (проведем такую аналогию) приближается к тому, что сегодня называется коробчатый фундамент.


  • О том, что общего у собора Василия Блаженного и сталинских высоток
  • Храм Покрова на Рву стал несколько скромнее в плане инженерных инноваций, но и здесь совершенно интереснейший, может быть, не столько в инженерном, сколько в архитектурном плане подвесной декоративный потолок, а также плитный фундамент еще в начале XVI века, который потом будет в следующий раз использован только уже при строительстве сталинских высоток. 450 лет прошло между храмом Василия Блаженного и повсеместным применением таких фундаментов.

  • О неустойчивых шатрах
  • Идея шатра впервые у нас возникает в зодчестве в 1532 году в Коломенском, в Вознесенском храме, который был построен, скорее всего (хотя это до сих пор тоже спорный момент), итальянским мастером Петраком Малым. В этом смысле шатер – достаточно нерациональная конструкция, поскольку по мере выпуска камней мы смещаем центр тяжести наклонной стенки, и она, конечно, стремится упасть, обрушиться внутрь. Именно поэтому необходимо шатры делать настолько высокими, чтобы стенки были достаточно крутыми, для того чтобы они все-таки держались.

  • О моде на шатровые перекрытия и особенностях сводов
  • Преимущество свода может быть, в том, что его проще укладывать, хотя это вызывает лишний расход кирпича – за все приходится платить. Почему проще укладывать – не надо тесать камни, просто кладутся с напуском и, наверное, еще потому, что он очень крутой, на нем не задерживаются осадки. Поэтому он не держит практически никаких нагрузок, кроме своего собственного веса. Но крутизна его ведет к излишнему расходу материала.

    Я думаю, что переход к шатровым покрытиям от традиционных сводчатых был, скорее, данью моде. Скорее архитектурная деталь, нежели оправданный с точки зрения инженерии элемент. В этом смысле патриарх Никон был ратником за рациональную инженерию, когда запрещал строительство шатровых храмов, тяготел все-таки к купольным.


  • О том, почему купол – это арка, и причине использования белого камня на цокольных этажах.
  • Купол – это тоже арка, только обернутая вокруг собственной оси. Он работает практически точно так же, как арка. Он строится из кирпича, к нему уже почти повсеместно переходят. Из белого камня строится только фундамент и цокольные этажи, то есть подвалы, грубо говоря, поскольку известняк плохо проводит воду, является естественным гидроизолятором. Поэтому те части зданий, которые находятся в земле, а значит прикасаются с грунтовыми водами и с осадками, сделаны из него. Причем эта традиция сохранялась вплоть до революции.

  • О дани Василия III его отцу, Ивану Великому
  • Строительство колокольни начинается в 1429 году. Через три года после закладки Успенского собора при Иване Калите неподалеку от него закладывается церковь Иоанна Лествичника, как говорит летописец, "иже под колоколы". Тогда еще не было привычных нам колоколен, и часто устраивали церкви, в барабане которых были устроены такие же арочные проемы, в которые монтировались и колокола. Такой церковью была и церковь Иоанна Лествичника. В 1505 году на месте старой церкви Иоанна Лествичника решено построить новую церковь, уже столпообразную.

    В 1505 году умирает Иоанн Великий, Иоанн III. На трон восходит его сын Василий III, и вот именно в честь святого покровителя своего отца он решает перестроить, облагородить церковь Иоанна Лествичника. Строил архитектор Бон Фрязин. Кроме строительства храма Иоанна Лествичника и колокольни Ивана Великого больше ничего нам о нем неизвестно.


  • Об изначальном внешнем виде колокольни Ивана Великого
  • Когда она была завершена, она имела немного не такую форму, как сегодня. По моде тогдашнего времени церковь была построена из кирпича, как обычно, но некоторые лопатки были выделены побелкой, а простенки, скорее всего, тоже были отштукатурены, а поверх штукатурки покрашены, и краска была разделана под кирпич.

    Стены там, где они воспринимают меньшую нагрузку, были тоньше, а там где воспринимают больше нагрузку – толще.


  • О функциональных особенностях штукатурки
  • Штукатурка выполняет не только декоративную функцию. Штукатурка еще и защищает кирпич от воздействия атмосферных осадков, поэтому штукатурить надо было все равно, но хотелось иметь кирпичную фактуру, поэтому поверх штукатурки уже красили.

  • О первых перестройках храма Иоанна Лествичника
  • Они начинаются с 1532-го года. И занимается перестройкой уже известный нам архитектор Петрак Малый. Первое зафиксированное его упоминание в летописях – 1532 год. Он перестраивает Успенскую церковь, ныне известную нам как Успенская звонница.

    Как Успенская звонница, так и Филаретова пристройка были взорваны при отступлении Наполеона из Москвы в 1812 году, а затем заново воссозданы. То, что мы видим сегодня, выглядит точно так же и является воссозданием, хотя прошло уже 200 лет и может считаться историческим памятником. Но в оригинале сохранилась форма только церкви Иоанна Лествичника, известная нам сегодня как колокольня Иван Великий. Она построена еще в начале XVI века добротно, прочно, толсто, с огромными запасами прочности, как сказали бы инженеры. Она пережила этот взрыв.


  • О том, откуда взялась круглая форма храма
  • Эту форму мы склонны считать, скорее, колокольней, чем храмом. Возможно, одним из прототипов была часовня. Даже для колокольни такая форма была непривычна, потому что колокольни тогда строили в виде звонниц, в виде стеночек с колоколами. Одной из первых звонниц в виде единого столпа становится часовня в Новгороде, построенная в середине XV века.

Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности. Сегодня мы расскажем о том, как строили храмы.

Деревянные храмы

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным. Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.

Каменные храмы

Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь.

Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором.

В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.

На каком месте возводились храмы

Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов на Русской земле началась новая жизнь. Издавна на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства.

Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.

Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.

В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, обязательно русский народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.

Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.

Архитектура и строительство храмов Древней Руси

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.

Церкви на Руси также возводились из кирпичей, но до этого в большинстве случаев для строительства использовалась плинфа.

От византийских строителей русские мастера переняли кладку из плинфы. И до XV века при строительстве храмов на Руси преимущественно использовалась плинфа.

Плинфа - обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5-4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета. Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.

Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень.

Позже, уже конце XV века На Руси появился новый материал — кирпич. Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов.

Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.

Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате.

Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.

Деревянные храмы на Руси строили быстрее, так как на Руси издавна было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет.

Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10-12 человек. На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.

Кому посвящали храмы

Храмы в Древней Руси посвящали Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице, а также многочисленным святым. Более того, многие храмы посвящались великим церковным праздникам — Покрову и Успению Пресвятой Богородицы, Вознесению Господню и многим другим.

Вскоре на Древней Руси появилась традиция воздвигать храмы-памятники на местах, где произошли особо важные, памятные события — ратные победы, великие битвы или кончины тех, кто положил жизнь за свою веру и Отечество.

Видео

Видео: Владимир Будько

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён в 1555-1561 годах в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался именно в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём центральный был посвящен Покровам Богородицы, а остальные восемь - определенному празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была пристроена церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то только и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного.

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким его возводили в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что сооружение его осуществлялось под началом двух мастеров - Бармы и Посника. Есть, правда, версии, будто строительством руководили неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н.М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.
Откуда же взялось мнение, что строительством руководили два мастера?

В 1896 году священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот был составлен не ранее конца XVII – начала XVIII века. В нем содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», который был царским даром Покровскому собору. В этом позднем сказании говорится, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Эта информация о «двух мастерах» была принята большинством историков на веру.

А ведь сказание, переосмыслявшее старое предание, являлось не летописным текстом. К тому же напомним, что выражение «по прозвищу» в тогдашнем русском языке, как и сейчас, означало только прозвище человека, а не его собственное имя. Бармой могли называть умелого мастера, так как бармы - это оплечья на одежды царей и духовных сановников, богато и разнообразно украшенные и требующие искусного и тщательного исполнения. Посник же, или Постник, - имя собственное. Поэтому не логично, что в «Сказании» первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более достоверным можно считать текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века, то есть по времени намного более близкого к интересующему нас событию. В нём читаем: «В том же году повелением царя и государя и великого князя Ивана была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один зодчий, но, очевидно, не вследствие незнания имени второго мастера (Посника), а потому, что это был один и тот же человек.

Впоследствии был найден еще один источник, свидетельствующий, что имена Посник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 года принадлежала до 1633 года монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным: два мифических мастера, одного из которых звали Барма, а другого - Посник, соединяются в одно историческое лицо – Посника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём зодчий Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н.Ф. Калининым, до сих пор обходят своим вниманием многие историки и искусствоведы, которые по привычке твердят о Барме и Постнике как о двух строителях Покровского собора.

Сегодня нам говорят, что известный Кёльнский собор в германском городе Кёльн строился якобы на протяжении нескольких сотен лет, (строительство Кёльнского собора в средние века. Слева видна недостроенная башня с нависающим деревянным краном. Взято из ).

Считается, что строительство началось ещё в Средние века, якобы в IV веке н.э. . Затем собор якобы много раз перестраивался, и от этих «ранних соборов» сегодня ничего не сохранилось. Готический собор на этом месте начали возводить якобы в 1248 году. Называют даже точную дату: 15 августа 1248 года . Далее предполагается, будто строительство было «в основном» завершено в XVI веке, около 1560 года . Затем этот огромный средневековый собор якобы лишь частично реставрировался и слегка подновлялся, но в целом его облик менялся мало, (cовременный вид Кёльнского собора. Город Кёльн, Германия. Взято из ).

Насколько обоснована эта точка зрения? Когда был построен тот собор, который мы видим сегодня? В самом ли деле мы видим средневековое сооружение, основная часть которого создана в XIII–XVI веках?

На рис воспроизведена схема из технической брошюры, наглядно показывающая, какие части собора состоят из средневековой кладки, а какие построены в последние два века. Полное название брошюры таково: «Gefahr fϋr den Kölner Dom. Bild-Dokumentation zur Verwitterung. Auszug aus dem Kölner Dom- Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff», брошюра предназначена для специалистов, интересующихся подробностями консервации и реставрации каменных сооружений. Отпечатана в Кёльне, и её можно получить внутри Кёльнского собора.

Что же видно из этой карты-схемы собора? Самая древняя кладка, а именно кладка 1248-1560 годов, показана на схеме горизонтальной штриховкой. Все остальные кладки, изображённые семью другими способами – наклонная штриховка, точечная и т.д., – относятся уже к эпохе позднее 1826 года!

Хронология кладки Кёльнского собора. Взято из технической брошюры «Gefahr fϋr den Kölner Dom. Bild-Dokumentation zur Verwitterung. Auszug aus dem Kölner Dom- Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff». Мы получили эту брошюру в самом Кёльнском соборе. Поразительно, что самая древняя средневековая кладка 1248-1560 годов, то есть горизонтальная штриховка на рисунке, составляет лишь малую часть современного здания. В самом деле, это лишь половина фундамента собора. Да и то. этот сохранившийся средневековый фундамент состоит из двух частей, довольно далеко отстоящих друг от друга. Вся остальная кладка, то есть, подавляющая часть объёма современного здания, появилась здесь лишь в начале XIX века! В частности, на схеме совершенно отсутствует кладка эпохи 1560-1825 годов. Означает ли это, что в эпоху с 1560 до 1825 года, то есть около двухсот пятидесяти лет, работы вообще не проводились? Или же они не привели к заметному изменению структуры стен собора?

Таким образом, германские историки и археологи совершенно недвусмысленно говорят нам, что тот собор, который мы видим сегодня, фактически полностью построен в XIX веке! Но в таком случае, на каком же основании скалигеровская история уверяет нас, что перед нашими глазами – средневековый храм? Возможно, кто-то скажет: хорошо, пусть собор почти полностью создан в ХIX веке. Но почти наверняка он воспроизводит средневековый оригинал, стоявший на этом месте начиная с XIII века.

А какие есть основания для такой гипотезы? – скажем мы. Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие Кёльнский собор ранее XVII века? Похоже, что таких рисунков-оригиналов, датируемых ранее XVII века, попросту нет. Во всяком случае, в той же брошюре Арнольда Вольфа приведена лишь гравюра 1834-1836 годов, изображающая Кёльнский собор. Любопытно, что на ней показан собор, очень похожий на современный. В альбоме на с. 21 приведена, как, по-видимому, самая старая, лишь гравюра 1809 года с изображением собора. По нашему мнению это означает только то, что строительство собора в его современном виде началось только в XIX веке. Что, собственно говоря, и утверждает приведенная нами выше схема каменной кладки. Строительство было начато около 1820 года и завершено в основных чертах около 1835 года. То есть около 15 лет. Гравюра 1834-1836 годов зафиксировала последний этап создания храма. Затем, в XIX и XX веках, он несколько раз действительно реставрировался, перестраивался, но внешний его облик менялся незначительно.

Какие-то следы древнего строения на месте современного Кёльнского собора всё-таки, вероятно, были. Ведь отмечена же на чертеже какая-то загадочная кладка в некоторых частях фундамента, датируемая эпохой якобы 1248-1560 годов. Однако из той же схемы совершенно недвусмысленно следует, что эта древняя средневековая кладка была использована, в том числе, и как строительный материал при последующей постройке собора в XIX веке. Взгляните ещё раз на рис. 49. Левая башня собора в своей нижней части выложена камнями XIX века, между которыми кое-где проложены камни ХIII-XVI веков! А верхняя половина этой башни, как, кстати, и второй башни, целиком создана лишь в XIX веке. Таким образом, древнее средневековое строение, бывшее на месте современного Кёльнского собора, было демонтировано в XIX веке, и его материал пошёл на строительство фактически нового здания.

Итак, мы хотели бы задать историкам и археологам следующие вопросы.

1) Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие Кёльнский собор, или то здание, которое было на его месте ранее XVII века?

2) Верно ли, что современный Кёльнский собор «похож» на средневековый храм, стоявший здесь ранее XIX или XVIII века? Наша гипотеза: если какой-то храм и стоял здесь, то он не был похож на то, что мы видим сегодня. Например, был существенно меньше.

Почему в стенах современного Кёльнского собора нет никаких заметных следов кладки 1560-1825 годов? Не означает ли это, что реально строительство началось лишь в XIX веке? На месте какого-то небольшого строения эпохи XIII-XVI веков. Кстати, насколько достоверно датирована кладка, относящаяся якобы к XIII-XVI векам? А может быть, эти камни были положены здесь значительно позже, скажем, в XVII-XVIII веках? Кстати, зададим ещё один интересный вопрос: а как именно современные археологи датируют фрагмент каменной кладки? Как они узнают, что данный камень был положен в стену собора именно в таком-то году, а не в каком-то другом?

В заключение сделаем общее замечание о странной длительности строительства многих знаменитых сооружений Европейского Средневековья. Согласно скалигеровской истории, их строили очень-очень долго. На протяжении многих сотен лет. Вот, например, Страсбургский мюнстер. В своё время это было самое высокое здание Европы. Нам говорят, что его начали строить якобы в 1015 году, а окончили лишь в 1275 году . Получается, что строили 260 лет. Башня Эрвина фон Штейнбаха, при мюнстере, строилась якобы 162 года. Историк Кольрауш резонно отмечает «…следовательно, всё здание (мюнстера. – Авт.) строилось 424 года» . Почти полтысячелетия!

Не мог Кольрауш пройти и мимо якобы весьма длительного строительства Кёльнского собора. По-видимому. понимая, что такая странно большая длительность нуждается в объяснении, он пишет следующее: «Кёльнский собор, заложенный 1248 году… построение длилось 250 лет. такая медлительность, – теоретизирует Кольрауш, – объясняется тем, что на камнях его иссечены целые тысячи изображений» . Как мы начинаем понимать, дело не в изображениях, а в неправильной скалигеровской хронологии, искусственно растянувшей сроки строительства на многие столетия.

А.Т. Фоменко. «Четыреста лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое». – М.: Астреь; АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 350 с.


Вот уже поти 55 лет испанец Хусто Гальего стоит собор своими руками, без помощи строителей, архитекторов или даже подъемных кранов. Каждую деталь собора Хусто самостоятельно прикрепляет к зданию, и уверяет, что вера в Бога способна помочь ему закончить это грандиозное строение.


"Когда я начал строить собор, все вокруг считали меня сумасшедшим. Они не верили, что я смогу быть настолько приверженным своему делу. Что ж, я доказал им, что они ошибались". Хусто Гальего Мартинес (Justo Gallego Martínez) начал строительство собора 12 октября 1961 г., в день памяти Богородицы Пиларской. Это было его личным обещанием Богу. Некоторое время до этой даты Хусто был сильно болен туберкулезом. С одной стороны он почти отчаялся ждать выздоровления, а с другой, верил, что Бог не оставит его. И тогда он пообещал, что если ему удастся выздороветь, то он построит собор в честь Богородицы Пиларской.


"Когда я смотрю на собор, меня переполняет радость. Это самое наглядное доказательство, на что может вдохновить вера. Я никогда не изучал архитектуру, я простой рабочий. Мне не нужно ничего материально. Не нужны мне и деньги. Я от всего избавился, даже от своего дома. Вряд ли получится закончить собор при моей жизни, тут еще столько всего нужно сделать. Я только надеюсь, что после моей смерти, кто-то позаботится о моем соборе. А меня пусть здесь же и похоронят, в соборе."




Закончить собор будет довольно проблематично, так как Гальего держит план здания исключительно в своей голове, да и то, этот план иногда приходится менять, в зависимости от возможностей Гальего и его вдохновения. Для строительства Гальего использует вторсырье, частично закупая его по относительно низким ценам, частично принимая в дар от строительных компаний. Колонны, например, выглядят прочными только снаружи - на самом деле они сделаны из бочек для бензина.


Иногда Гальего помогают его племянники, иногда добровольцы, но большей частью он сам производит все работы. Каждый день он начинает свою работу в 6 утра и работает до поздней ночи. Естественно, люди задаются вопросом, а где же он берет деньги на строительство. Какую-то часть покрывают частные пожертвования, но в основном Гальего тратит деньги, которые получает за счет аренды унаследованных земель.


Гальего строит собор на собственной земле без официального разрешения на строительство, без благословения или поддержки Католической Церкви. После того, как об этом соборе и о самоотверженном труде Гальего было снято несколько документальных фильмов, сюда, в городок Мехорада-дель-Кампо, стали приезжать туристы. И хотя не все жители одобряют строительство этого собора, Гальего и сегодня продолжает трудиться над его созданием.